akirich_pcroom

Category:

Стамбульский трамвай, чем уступают, и чему поучится

Стамбул — город с агломерацией в 22 миллиона человек, в 10 раз больше Харьковской, и в три раза больше Киевской. Этих людей надо чем-то увезти, и классические автобусы подтверждают свою неспособность перевозки большого количества людей по городу. 

Трамвай в Стамбуле является сравнительно молодым по подвижному составу. И в этом виноват классически европейский геноцид трамвайного сообщения 60-80-х годов, который мы почему-то переживаем в наше время. Вон в Запорожье грозятся закрыть одним махом 11 километров сети.

В 1990 в Стамбуле решили вернуть сначала исторический трамвай со старыми сохранившимися вагонами и переданными из Европы. А потом и вовсе вернулись к трамвайному сообщению. 

Bombardier Flexity Swift
Bombardier Flexity Swift

Сеть в Стамбуле не просто разделена на две части (Европейская и Азиатская), так еще и разделена по ширине пути и способу посадки. Исторический трамвай ходит по метровой колее, а современный — по европейской 1435 мм. Азиатский исторический трамвай Moda (маршрут Т3) не является чем-то особенным. Кольцевой маршрут, а Готы можно увидеть и во Житомире, например. В Европейском (маршрут Т2, турки его называют Ностальджик трамвай) же есть куча редкой техники, и я очень пожалел о том, что на покатушку там не хватило времени. Как и на поездки внутри современного трамвая и метро. Сразу хочу отметить маршрут легкого метро или скоростного трамвая — в этом посте его не будет.

С его описанием все настолько непросто, что даже сами турки не могут определится — он трамвай Т4, линия метро М1 или линия Hafif Metro.  Там все достаточно сложно, и я планирую рассказать об этом в посте о метро. А пока историю трамвая я буду повествовать с 2003 года, когда город получил 55 новых трамваев Bombardier Flexity Swift. Они вполне неплохо работают по сей день на маршруте Т1:

Кстати, важно отметить, что все трамваи работают в парном режиме по системе многих единиц. Мало того, что это сочлененные вагоны длиной 30 метров, так они еще и сцеплены парами, что обеспечивает высокую провозную способность. Но учитывая население и это не всегда помогает.

Все трамваи в Стамбуле — двухсторонние, город очень плотный и обеспечить разворотные кольца в большинстве случаев невозможно (исключение — круг исторического трамвая на пл. Таксим, и разворотный круг у депо Зейтинбурну). Бонусом — в сети есть остановки с островными платформами как в метро.

В 2010 парк трамваев современной сети пополнили трамваи производства Alstom, модели Citadis 304. Триста-четвертых в городе 37, они также как и Swift являются полностью низкопольными.

Bombardier Flexity Swift (слева) и Alstom Citadis 304 (справа) на мосту Золотой Рог. Альстом проезжает по раздвижной части моста.
Bombardier Flexity Swift (слева) и Alstom Citadis 304 (справа) на мосту Золотой Рог. Альстом проезжает по раздвижной части моста.

Что касаемо депо, то тут трудно как-то понять где депо, а где нет. На Википедии информация точно не соответствует действительности:(

А теперь я покажу вам боль. Это три часа дня. В Турции час-пик как раз наоборот ближе ко дню, т.к. к заходу солнца надо успеть на молитву. И вот станция Аксарай и востребованность трамваев во всей их красе. Просто штурмом берут.

Вагоны забиты в фарш:

Показательная картина для киевских городских властей, что брать трамваи Pesa и Электрон которые не могут работать парами — может быть большой ошибкой.

Люди, которые остались на платформе будут ждать следующего, который придет через одну 1-3 минуты. 

Цена проезда колеблется от 2,6 лир по проездному (0,4 евро), или 5 лир по жетону (0,8 евро). Да, у них в трамваях тоже жетоны, и каждая остановка имеет турникеты. 

Причем проездной купить выгодно даже в том случае, если ездить будете мало — стоимость карты 6 лир, а последующие пересадки имеют прогрессивные скидки на метро, трамвай, автобус, скоростной автобус, городскую электричку и паром. Третья пересадка уже будет стоить меньше лиры. Етикету пламенный привет на все триста терминалов.

С путями, как бы парадоксально это не звучало все хорошо, но не идеально. Годы работы сети берут свое, но за ней следят. Вот, например, состояние каркеласта на улице Орду:

Хотя на выделенных участках все выглядит гораздо лучше. Кстати, обратите внимание на интервал. От станции отправился один вагон, уже подъезжает следующий, а по перегону ползет третий.

60-метровый червяк неплохо смотрится в кривой.
60-метровый червяк неплохо смотрится в кривой.

Сеть выглядит сбалансированной и несет дополнительную пользу в городской инфраструктуре. Например, вся сеть нескоростного трамвая в центре выделена отдельными полосами от автомобилей, кроме экстренных служб и некоторых маршрутов автобусов.

Итого. Стамбульский трамвай, несмотря на сравнительно небольшой парк подвижного состава (около 320 единиц вместе с легким метро) является основным транспортным средством Стамбула. Да, нельзя сказать, что им этого хватает, но данный вид транспорта развивается наряду с метро и городской электричкой.

На дальнем плане павильон входа на станцию трамвая.
На дальнем плане павильон входа на станцию трамвая.

Продолжение следует.


promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded