metropost Вентиляция в метро, почему в подземке жарко. Куда садится астматикам?

Пост по просьбе одного из слушателей MFM Station, который после эфира обратился ко мне с вопросом. А почему же у нас так жарко.

Харьковская подземка довольно сложный технический организм, но его система вентиляции совпадает с теми что есть на постсоветском и постблоковом пространстве, и вместе с этим похожа на те, что используются в развитых странах. К сожалению, надо балансировать между ценой на проезд и мощностью средств вентиляции. Плюс у нас есть не совсем адекватные диггеры, которые помимо незаконного проникновения в метро наносят последнему вред. Но, давайте по порядку.


Станционная вентшахта.

В метро система вентиляции работает в зависимости от сезона. Зимой станционные вентшахты вытягивают воздух со станций наружу, а тоннельные наоборот затягивают. Движение поездов обеспечивает и движение воздуха - они поршнем гоняют воздух. Именно поэтому нормально настроить инструмент во время известного оркестрового концерта на Университете - не удавалось, поезда резко меняли температуру и меняли само звучание.
Довольно часто можно заметить, что рядом с ними уже все растаяло, а вокруг снег. У вентшахты снег, и только в местах где вентшахта вдали - уже капель. Кстати, серые кругляши - это как раз тот самый ввод вентиляции внутрь. С одной стороны метро пытается отбиться от людей, которые пытаются пробраться в тоннели через вентшахту. А потом у нас происходят случаи когда начинается задымления по причине брошенной шашки (вчерашние события показывают, что может и до госпитализации дойти).

Летом же наоборот - станционные затягивают воздух с улицы, а тоннельные вытягивают его наружу.


Тоннельная вентшахта.

Поводов нагрется воздуху в метро зимой два - люди и составы. Ну с людьми думаю понятно, а составы греют воздух за счет охлаждения двигателей и тормозных реостатов. Так что если зимой вам жарко из под состава - не беспокойтесь, так и должно быть.
Летом, начиная уже с июня, помимо людей и поездов - успевает прогреваться и земля. Жарко становится везде, люди имеющие погреб, отлично знают, что если долго находится в погребе летом, то температуру можно и не опустить. У меня в коллективной подсобке с июня температура ниже +18 не опускается, т.е. на прохладу надеятся нельзя. (Хотя и зимой ниже ноля редко бывает, минимум который я видел - +2)

Сами вагоны в Харькове эксплуатируются с двумя типами охлаждения. Старенькие Ежики (Еж3, Холодногорско-заводская линия, Еж3мод, Алексеевская линия), обновленный 81-710.1 (один состав на Холодногорско-Заводской линии) и классические номерные 81-717\714 (все три линии) используется приточная система охлаждения. Чтобы было проще объяснить я приложу несколько фото таких составов:



Голова и салон обновленного Еж3 81-710.1



Внешний вид и салон 81-717\714.



И старый классический Еж3.

Последним фото я оставил фото с крыши, и намерено - на ней видно черпаки приточной системы вентиляции. Она одинакова для всех вышеуказанных типов. Т.е. при движении в определенном направлении свежий воздух будет направлен справа налево, потом отразится направо, и будет вытянут с противоположной стороны обратным потоком.
Чтобы не взмокнуть - подсказываю лайфхак, который также обильно поможет тем, кому тяжело переносить замнутые пространства и на тот случай если кому-то не дай Бог станет плохо:

Садитесь с левой стороны по ходу движения, кроме первой площадки от головы. В крайнем случае на правую сторону в хвост вагона. И опять таки если вы сидите на этих местах, а кому-то стало плохо - освобождайте место для него и вызывайте машиниста по переговорному устройству (Т.к. микрофон слабый - кричите).

С тиристорными и асинхронными составами - сложнее. Вагоны этих типов оборудованы принудительной системой вентиляции, при этом есть особенности эксплуатации каждого из них. Начнем с более распространенных вагонов типа 81-718\719, они ходят на Алексеевке. В крыше этих вагонов вмонтированы 8 вентиляторов, и с учетом крышки вагона это должно быть достаточно для вентиляции всего салона. На практике все немного не так. Приводы вентиляторов работают в щадящем режиме, т.к. в случае отказа всех вентиляторов - в вагоне будет невыносимая жара. В итоге работает лишь часть приводов, и в щели под вентилятором видно и слышно - крутится ли он под действием привода или движется под влиянием ветра.



PS Совсем забыл за переходы. В переходах жарко из-за тех кто торгует с применением холодильников. Пассажиры пользующиеся новым выходом на Героев Труда, например, могут "благодарить" два мясных киоска и Аттику. Горячий воздух с их кондиционеров и холодильников идёт в переход. Решить эту проблему можно только аннулировав договоры аренды с ними, и запретив эксплуатацию холодильного оборудования в переходах.


Tags:
Subscribe to  akirich_pcroom

Recent Posts from This Journal

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
А как в Крюковском поезде вентиляция устроена, кондиционер?
На прошлой неделе закрыл форточки, стало легче.

Edited at 2018-06-21 07:11 pm (UTC)
Вот это не понял "надо балансировать между ценой на проезд и мощностью средств вентиляции".
Ну смотри, ВОМДы (огромные вентиляторы) у нас работают по нормативу. Если врубить их сверх нормы, то можно довольно легко выскочить за бюджет, и метро будет не по 4, а по 5.

А у нас и так экономят (свет приглушили, ставят ЛЕД-светильники, гоняют машинистов за нерациональное использование тяги), так что деньги стараются беречь.
У "номерных" (возможно, не всех) тоже предусмотрена принудительная вентиляция (нагнетатели под сиденьями, забирающие воздух через решетки по бокам вагона и выдувающие его через "жабры" под окнами). Не уверен, правда, насчет ее эффективности.
Она кстати, эффективнее, чем принудительная, если приводы принудительной работают не в полную мощь.