Метроистории. "Номерные", 81-я серия, ТИСУ, Яуза и Юбилейные. От Е и до современности.

Мы подошли к самым известным и популярным вагонам метро. Все те кто ездят в метро СНГ и некоторых стран Восточной Европы под словом вагон метро - будут стабильно подразумевать их. Покрыть тему этой модели довольно сложно, обширность и обилие данных вносит неточности, но именно номерные закрепились в метростроении на долгие 50 лет. Я никогда не претендовал на устойчивость материала, но в этот раз - довольно трудно сохранить объективность.

Первые номерные в Москве были списаны 5 лет назад, хотя объективно - старички ездят не настолько обильно, как предшественники Е и Еж3. В Харькове данная серия еще долго не сойдет со счетов. Систем эксплуатантов Е в чистом виде уже нет - последний классический вагон серии отправился на модернизацию из Киева. А время Еж3\Ем-508Т тоже неумолимо подходит к концу, Харьков на данный момент один из двух городов, где эти вагоны эксплуатируются в подавляющем большинстве на одной из линий. Но перейдем к наследникам, их история не менее занятна.


81-717.5 №0194, весна 2015 года.

Особая ирония в том, что поезд, который строился 50 лет, с 1976 года и с небольшими перерывами по сей день - предполагался как переходная модель к метровагону "И". С его наработками мы еще встретимся, но проваленные испытания и корпус из алюминия последнего в очередной раз доказали - нет ничего более постоянного, чем временное.

Как и предшественник - Еж3, 81-714 и 81-717 были разработаны на Мытищинском вагоностроительном заводе. При этом 81-714 появились раньше головных собратов. Дело в том, что уже в начале 1970 годов 81-714 предполагался как улучшенный промежуточный вагон серии Еж2, которая свет так и не увидела. В итоге к середине 70-х на ММЗ разработали головную модель 81-717, а в 1976 году свет увидел первый набор вагонов - три головных и три промежуточных. Изначально номерация продолжала нумерацию Ежей, но после начала серийного производства они получили номера "своей" серии.

Кстати, с "И" связано еще и пробел в номерах серии: 714 и 717. Дело в том, что индексы 715 и 716 были предназначены как раз для И, а 714 уже был спроектирован. В итоге головной вагон получил свой номер уже после И.

В отличие от предыдущих моделей вагонов метро, вагоны 81-717 и 81-714 не получили буквенного обозначения типа, что было связано прежде всего с тем, что они были созданы как тестовые, для испытания части оборудования, которое позже предполагалось применить на вагонах типа И. Однако, задержка с освоением выпуска алюминиевых кузовов и пусковых импульсных регуляторов, да ещё в то время, когда советские метрополитены остро нуждались в новых типах вагонов с более высокой выходной мощностью, привела к тому, что было решено именно эти две опытные модели вагонов метро запустить в серийное производство.

Это было осуществлено в середине 1978 года на Мытищинском машиностроительном заводе. Вагоны 81-717 Мытищинского машиностроительного завода стали получать нумерацию от № 9050, 81-714 — от № 9350. Так как мощностей одного завода не хватало, то с января 1980 года на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова начался выпуск вагонов модели 81-717 (с № 8400), а с августа того же года вагонов 81-714 (с № 7202). При этом Ленинградский вагоностроительный завод внёс ряд изменений в чертежи вагонов, что позволило использовать для производства элементы модернизированного кузова вагонов Ем508Т, Ема502 и Ем501. Для ускорения производства вагонов метрополитена с середины 1980 года на Калининском вагоностроительном заводе начался выпуск тележек для вагонов 81-717, а с 1985 года и для вагонов 81-714.


9720 на станции Победа.

В 1983 году, еще до открытия Салтовской линии в ТЧ-1 поступает первый состав серии - под продление. Он имеет головные вагоны 9292, 9294, 9719, 9720, 9721 (первые два 81-717, остальные 81-714). Затем туда же прибыл и второй состав. По иронии судьбы, они одними из первых прошли капитальный ремонт, и спустя 33 года вернулись в свое первое депо. 4 августа состав из вагонов первой партии участвовал в торжественной пробной обкатке станции Победа (закрытое мероприятие было несколько дней ранее), и по сей день курсирует на Алексеевской линии. У собратьев разменяли местами промежуточные вагоны, но историческая привязанность не должна быть выше грамотного технического обеспечения.

В последствии 81-717 начал обростать модификациями, их отражали точкой после основного номера. Изначально модификации имели смысл как экспортные версии поездов для стран Восточной Европы, и отличались они конструктивно в силу отличий европейских метрополитенов. Так 81-717\714.1 были ответной экспансией чехам, в замен зарекомендовавших себя в СССР трамваев Татра.

С 1996 по 2011 год Пражский метрополитен проводил комплексную модернизацию вагонов 81-717.1/714.1 с заменой оборудования, улучшением экстерьера и интерьера, а также сменой бортовых номеров. Модернизированные вагоны получили обозначение 81-71М. На основе этой модели проводилась модернизация вагонов Еж3 и 81-717\714 в Тбилиси.
6 ноября 2003 года эксплуатация оригинальных вагонов 81-717.1/714.1 завершилась на линии «С», в 2006 году — на линии «А», а 2 июля 2009 года эксплуатация вагонов 81-717.1/714.1 в системе Пражского метрополитена, а также на линии «В» окончательно завершилась. Но, по заверениям руководителей, был сохранён полноценный музейный состав из вагонов 2159-2213-2429-2637-2504, который выезжает на линию по каким-либо праздникам. Вагоны 81-717.1 № 2395 и № 2501 были модернизированы на Остравском заводе Витковице. После модернизации они работают на ж/д линии до города Pec pod Sněžkou в горах Крконоше. Таким образом в Чехии есть вагоны метро, ныне работающие на сжиженном газе.


Источник: Городской электротранспорт, автор фото Klema

Следующая серия также оказалась экспортной - для Будапешта построили серию с окончанием .2. В наше время вагоны возвращаются на Метровагонмаш и с нуля строится им замена - 81-717.2К.

Варшавский метрополитен получил вагоны серии 81-717\714.3 гораздо ранее открытия метро - в 1990. Строительство затянулось, и новые поезда пошли только в апреле 1995. Несмотря на перехват иннициативы Сименсом, вагоны модели 81-714.3 поставлялись в Варшаву в 2006 и 2007 году из-за увеличения количества вагонов в составе с 5 до 6. В 2009 году поступили Вагонмашевские (ранее завод им. Егорова) вагоны серии 81-572\573.2.

Историю своих собратьев по соцблоку повторила и следующая модель. Несмотря на постройку в 1989-1990 годах, поезда серии 81-717\714.4 пошли по Софии гораздо позже поставки. Они начали курсировать лишь в 1998 году. При этом история номерных в Софии закончилась одной поставкой. Под продление болгары заказали "Русичи".

В 1987 году появились первые вагоны серии 81-717\714.5. Отличия - пластик, другое электрооборудование Несколько из них поступили и в Харьков под продление Алексеевской линии, которую изначально планировали открыть в начале 90-х, но процесс затянулся, и поезда до начала 2000-х курсировали в основном по красной ветке подземки. Ныне эти поезда почти полностью ходят по изначально запланированной Алексеевской линии.
Начиная с этой модели произошел разрыв серий Мытищинского завода и петербургского завода Вагонмаш. Мытищи продолжили строительство "полосатых" моделью 81-717.5М, а Егоровцы начали постройку модели 81-540\541.

***

Отдельно хотелось бы упомянуть историю еще одних наследников И. Частично наработки по строительству метропоезда с тиристорно-импульсной системой управления и приточной вентиляцией выросли в отдельные серии.


Первый состав серийной нумерации. 003-004 в день открытия станции Победа.

Первыми были 81-718 и 81-719. Эти составы в большинстве поступили к нам, в Харьков. Поезд 0250-0702-0701-0700-0251 изначально обкатывался в Московском метро в ТЧ-1 Северное и был построен в 1991 году. Москвичам он не понравился сразу, но последующая модель, эксплуатировалась только в Москве.

Отличия у данных составов помимо электрооборудования были и в салоне. Вместо длинной линии посреди вагона - теперь установлено принудительную вентиляцию, а светильники переместились к краю вагонов. В 2012 году вагон 003 сменил плафоны со светильниками на светодиодную ленту, однако такое решение не прижилось, и последующим составам просто заменили лампы на светодиодные.

Как видно из номера, он продлил нумерацию вагонов 81-717\714.5, и это единственный состав с такой номеровкой. Серийные вагоны начали нумерацию с 003 и 103 для 81-718 и 81-719 соответственно. 001, 002 и 101, 102, 103, соответственно, предполагались для первого опытного состава, но этого не случилось. В итоге получилось несколько партий поездов отличавшихся серией. 4 состава классической модификации поступило в Харьков. Затем был построен 1 состав для Харькова и 5 составов для Ташкента модели 81-718\719.0. Примечательно, что харьковские .0 продлили нумерацию, а ташкентские - начали сначала с четырехзначной нумерацией.
Особым отличием стала модель 81-718.2\719.2. Дело в том, что в Харьков поступили только кузова вагонов с механикой и пневматикой - остальное было уже доведено в цехах электродепо харьковского метрополитена. В итоге получилось три состава этой модели, последние построенные на данный момент.


Последний состав серии Харьковской сборки принимал делегацию на обкатке станции Победа.

В последствии в Харькове закрыли недостаток количества головных вагонов 81-718, модернизировав два вагона Еж3.

На этом харьковские истории закончились, но не закончилась история ветки номерных. В 1987 году в другую сторону пошла ветка развития серии И, появились составы Яуза (81-720\721). Опытный поезд появился чуть раньше 81-718, но вновь долго испытывался. В отличии от И он все же пошел в серию, однако преемником 81-717 он не стал. В 1994 году собрали второй опытный. Состав оказался по иронии судьбы более капризнее, чем 81-718\719. В итоге построили 12 составов, но дальше глубокое забвение.

Строительство метро в Санкт-Петербурге заставило построить новые вагоны - 81-722\723\724. И о них есть немаленький рассказ от SSV Media.



На этом заканчивается рассказ о истории вагонов харьковской подземки (81-7036\7037 вышел гораздо ранее), спасибо всем тем кто читал:)

Как зарождалась станция


Subscribe to  akirich_pcroom
promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…