Метроистории. "Буквенные серии". Е и вся "родословная".

Я долго не мог начать писать эту статью, не только со стороны личной занятости. Даже в моменты жуткой прокрастинации - до этих строк добраться я не мог. Серия Е - вероятно одна из самых сложных в описании. Труднее будет рассказывать о номерной классике (там модификаций еще больше), но серия Е - задала этот тренд.


Состав из вагонов Еж3\Ем-508Т на парковых путях Электродепо "Московское", Харьков.

Примечательно то, что в Харькове были вагоны Д, а вот следующей серии Е - у нас не было. Так что двинемся к соседям в Киев, благо там их было более чем достаточно. В депо Дарница остался один грузовой вагон.

Так вагон Е ММЗ имел номерную модификацию 81-703 и первый опытный состав сошел с конвеера в 1959 году. Серийные пошли уже в 1963. Е планировали для производства в Ленинграде, но всплыла одна несостыковка. Вагоны Ленвагонзавода имели общую инвентарную нумерацию (не пересекались с Е Мытищинского завода), но были разными моделями - в Питере есть станции "горизонтальный лифт" и классические Е не вписывались "двери-в-двери". Поэтому питерские вагоны имеют модель Ем. Гораздо интереснее получилось то, что из одной 703 серии получилось сразу три: 81-704 - промежуточный (классический Ем), 81-705 (Ема, головной с автоведением и датчиками), 81-706 (Емх, головной хвостовой, упрощенный 705). В последствии они получили отдельную нумерацию Ленвагонзавода: (Ем)81-501, (Ема)81-502, (Емх)81-503. От хвостовых вагонов отказались в 1973 году - в итоге в составы ставили два вагона 81-502. Поразительно и то, что 81-501 всегда были с кабиной и 40 лет возили там воздух, лишь иногда на маневрах эта кабина работала.
Ем и Ема по сей день эксплуатируются в Киевском метрополитене.


Ема-502 №7166 отправляется со станции "Днепр", фото 2015 года.

Хотя история данных вагонов, в пассажирской эксплуатации, там закончилась. 27 составов прошли модернизацию на КВСЗ и получили замысловатые название: Е-КМ-Гб, Е-КМ-Пм и Е-КМ-Пм-01, чем кстати повторили ситуацию с освоением "Е" на заводе им. Егорова в Ленинграде.


Е-КМ-ГМ №5166 отправляется со станции Левобережная, фото 2015 года.

До наших дней осталось только два музейных пассажирских вагона. 3605 иногда демострируется на выставках в Москве, а 3110 - в статической экспозиции метрополитена Санкт-Петербурга.

Следующая серия, также в Харьков не попала - Еж. У неё есть весьма интересная история о названии. Первоначально серия, которую начали производить сразу после Е, в 1970 году должна была иметь название Ж. Но учитывая местную непереводимую игру слов, чиновники порекомендовали назвать модель иначе. Официально Ж - так и не построенная модель, к которой Еж предполагался переходным. И на самом деле Еж, как и Ем, является отдельной серией, а не первичной заводской модификацией. (Было две опытных модернизации - Еи, импульсник; Ер - другая тележка.)

Еж оказался достаточно годной моделью, и первоначально приняли решение отказаться от отдельной модели промежуточного вагона - Еж-1 появился позже, он был технически идентичен классике, но требовал доукомплектации для работы головным.
Также еще одним непостроенным вагоном стал Еж-2. Он должен был стать бескабинным. Стоит отметить, что Еж был совместим с Е, а вот его модификации Л, Еж3, Еж6, Ем508Т, Ев3 и Ечс - по сути отдельный тип, несовместимый с предшественниками.  Ежи сейчас эксплуатируются в Киеве как промежуточные, кабины демонтированы, а головными ходят вагоны Ема-502.

На этом этапе советский вагонострой зашел на рынок стран соцлагеря. Первыми стали вагоны Ев. Отличие - тележки европейской ширины 1435 мм. В последствии, на базе Еж3 был создан вагон Ев3.

В 1973 году появляется новая серия - Еж3. Еж3 отличаются от Е более мощными двигателями, и схемой тяговых двигателей. Первые опытные вагоны вышли на линию в октябре 1973 года в Москве. Учитывая темпы строительства линий в Москве и Харькове, Мытищинский завод перешел на эту модель, а Ленвагонзавод - на аналог: Ем-508Т. Эти составы видны на заглавном фото.

В Харькове всего один вагон Ем-508Т лишился кабины (7007), и все вагоны этой модели курсируют как промежуточные. Еж3 у нас могут ходить и как головные, и как промежуточные.


Еж3 5919 следует на линию.


5720 за три года до модернизации

В 2004 году в Харьковском метро модернизировали вагон 5714. В последствии, после аварии на перегоне Спортивная - Завод им. Малышева, модернизировали и 5843, он вышел на линию в 2008.

Но на этом модернизации в Харькове не закончились. Состав исключительно из вагонов Еж-3 прошел модернизацию в новую серию 81-710.1. По аналогии с Киевскими Е-КМ он получил новую маску и табло на ней, но маски у этих составов отличаются. Как и подвагонное оборудование.


81-710 до начала эксплуатации на 9 канаве электродепо Московское. Слева - 81-718, справа - Еж3. Конец августа 2017 г.

Subscribe to  akirich_pcroom
promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…