Как зарождалась станция Архитектора Бекетова (римейк)

Когда вышли все эпизоды первого проекта "Как зарождалась станция", товарищи по теме тормознули меня, что закрывать тему рано. И если первая статья по Госпрому была очень сходной, то по Бекетова получилось весьма скудно - в статью в итоге не попало ни одного фото именно станции. Станционный переход, эскалатор, выход - все. Это сильное упущение, которое нельзя было не исправить. Для меня это больная тема, т.к. мне трудно не заканчивать точкой, а не троеточием. Статья о серии Еж3 (ну и по внешним источникам - Е) тоже готовилась, но мне попросту некогда посмотреть, пощупать, покататься на последнем модернизанте Ежика. А без этого статья может показаться неполной.

Как истории старых энциклопедий, это тот самый случай, когда надо вклеить страничку.


Архив 2016 г.

Станция метро Архитектора Бекетова была изначально сложным проектом, с 1983 года предлагались разные точки расположения станции. Проблемой был и сам выход станции на поверхность, и трассировка. Вернее их совмещение. Выйти глубоким заложением на станцию Госпром не было проблемой, наоборот, учитывая соседний склон - это было даже в плюс. А вот построить выход...

В итоге станцию построили под кварталом, ограниченным улицами Гиршмана, Жен Мироносиц (тогда Совнаркомовской), Чернышевской и Пушкинской. Но выйти из-под земли там было просто негде - мало того что не хватало места для выхода и кассовых залов на перекрестке Чернышевская-Гиршмана и Гиршмана-Пушкинская, так в этих случаях еще и не хватало места для пролетов эскалатора. Переход от станции до кассового зала - самый длинный среди таковых - порядка 150 метров. И кстати, соседняя станция тоже имеет соразмерный по длине переход - на Госпроме около 140.
Но это не самый длинный переход в целом в Харьковской подземке, переход на Индустриальной "пролетной" - 300 м.

Ради достаточно разветвленной сети переходов, которую было возможно здесь реализовать, было снесено несколько малоэтажных домов, на месте которых появилась площадь Архитекторов. Парадоксально, но площадь и названием и своим текущим существованием обязана метро - все это было уже позже. А вот станция наоборот лишилась своего проектного названия. "Совнаркомовская" в марте 1993 года уже была неактуальной.

Еще одним вариантом, могло стать название "Семьи Алчевских", но к счастью худколлектива станции название не оправдалось - увязать станцию с семьей меценатов и спонсоров в XIX веке было в разы труднее, чем с известным харьковским архитектором.


Над кассовым залом находится фонтан, выросший вокруг памятника. Памятник влюбленным (по приколу названный харьковчанами "Влюбленными из Бухенвальда") очень обильно вандалили фразами Саша + Саша = Любовь, и в итоге его обнесли фонтаном.

Сама же сеть переходов является по моему личному мнению одной из наиболее интересных и сложных - Университет, Пл. Конституции, Спортивная\Метростроителей. Особенностей у перехода несколько. Во-первых, план подхода к станции не совпадает с продольным переходом под Пушкинской и в итоге образуется центральный зал перехода неправильной формы со средоточением к метро. Т.е. в отличии от вышеописанных переходов на Университете и Конституции - переход неудобен или бесполезен для транзита в некоторых направлениях. По Пушкинской проблему перехода Дарвина и Жен Мироносиц переход решить не может - здания. Т.е. он помогает перейти Пушкинскую, да и то только с парных вестибюлей со стороны налоговки к выходу в сторону ХАТОБа и наоборот. Переходить от аптеки к налоговой - проще по земле, при спуске под землю надо делать небольшой крюк.



С точки зрения трассировки - здесь станция вписалась идеально, единственная шекана находится уже у Госпрома. Конечно, перегон самый короткий в подземке, однако с юго-востока уже начинается склон, да и разместить выходы там тоже было негде.


Фото из архивов Харьковского метрополитена. Люстры изображающие цветы и четыре ленты эскалаторов ЭТ-5М. Четыре эскалатора здесь вполне оправданы и работают в часы пик будних дней.

Из-за нехватки средств, значительную часть мрамора пришлось заменить на плитку кремового цвета. В добавок в смету вбилось логичное, но внезапное переименование - вместо трех витражей сделали два. Еще один должен был быть на стенке, там где сейчас табличка, что первую очередь сдали в честь 50-летия со дня Великой Победы.
К чести сказать - витражи дались художникам с трудом. Первый, станционный - пришлось переделывать заново из-за переименования. Это тот, что с Бекетовым. Кстати, с этим витражем ходил один слух, мол изначально система видеонаблюдения за станцией была организована таким образом, что правый глаз архитектора скрывал за собой видеокамеру. Несмотря на значительное отличие левого глаза от правого - это чистое художественное исполнение. Дыру в витраже для камеры сравнительно недавно открыли намеренно, чтобы не портить мнение о строителе города.



Второй витраж наиболее выдающийся, однако в силу экономии энергоносителей - зачастую погашен. В идеале - приходить посмотреть стоит с 7 утра до 9 вечера каждую третью среду месяца - в учетный день подсветка обычно горит. Витраж над эскалаторным залом - наибольший в Харьковском метро. Его размеры 36 квадратных метров.


Однако убранство, предполагавшееся для Совнаркомовской, как раз и было изменено той самой плиткой. Вообще, Бекетова сильно пострадала от экономии. Вот например, взгляните на потолок. В итоге, зонт закрыли асбестовыми панелями. На их месте должны быть... алюминиевые вставки. Станция в таком случае стала бы выглядеть более просторно.

Не буду далеко отходить от фото и расскажу о путевой стене. Исходная табличка на стене была заменена перед Евро-2012, и обновлена летом 2016 года. Квадратные вставки на путевой - запорожские светло-серые граниты. А вот плитка - листовая эмалированная сталь, выштапованная на харьковском эмальзаводе. Видов плитки два - с дугой и с полкой, а выложены они так, чтобы получить рисунок на стене.
Пол на станции - украинский гранит серого и красного цветов. Две линии красного цвета огибают пилоны.



Но путевая стена, с точки зрения гранита не так интересна. Поясню очень легко и просто. Сверху - скучный потолок, ниже - скучная плитка, а вот внизу... Цоколь стены боковых залов, и облицовка пилонов выполнены мрамором "Новоселица" Закарпатского месторождения. Интересны они тем, что они, как и мрамор на станции "Исторический Музей" содержит раковины аммонитов. Это застывшие в камне организмы. Им более 200 миллионов лет, на фото, правее нижнего вентвывода - один из таких примеров (светлее всей темнокрасной линии).



Рассказ о станции был бы неполным, если бы я не упомянул еще и сами пилоны. В проходах размещены композиции из анодированного алюминия. Кстати, цоколь пилонов по осям залов, выполнен темно-серым гранитом. Кстати на этом же фото видно и красную линию идущую между пилонами.

Подвесные конструкции в центральном зале и в проходах - никакой другой функции, кроме указателей не несут. В отличии от Госпрома, на Бекетова между коробами указателей светильников не было.


Уж простите за качество, не хватало для статьи.

На этом вот уже точно могу поставить точку, о Госпроме я уже и так рассказал все что мог, а о Бекетова (которая, наверняка бы не понравилась Архитектору, из-за низких потолков и светильников) - вы прочитали только что.

И пожалуй в последний раз я поставлю эту ссылку в конец:

Карта проекта "Как зарождалась станция".
Subscribe to  akirich_pcroom
promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
Харькову сказочно повезло, что этот участок в основном успели сделать при СССР, а дальше АЛ вымучивали мелким заложением.
Да, бесспорно. Хотя допустим та же мелкая Научная, практически полностью возводилась открытым способом уже после распада.

Процесс выкупа территорий под новые тоннели дадут 21 февраля на сессии горсовета.

На северном радиусе, поговаривают, уже возводят контур гермозатворов.