Новая система оплаты в наземном электротранспорте Харькова.

Я зарекся не писать о транспорте, но разок, профилактически можно нарушить свое заявление. Причина сегодняшнего поста заключается в том, что тема ой-какая мутная, страшно интересно пассажирам, просто страшно кондукторам, и просто страшно Дептрансу. И первых, и вторых, и третьих можно понять более чем. Но каждому найдется своя таблеточка успокоительного.

Журналисты пытались что-то слепить на эту тему, но ближайший экскурс в тему от Сегодня - на деле можно назвать анекдотом, пусть и весьма правдоподобным.



Откровенно говоря - неизвестность оба лагеря электронного билета достала - кондукторов и установщиков. Последние очень годно шифруются, но кое-какие особенности слили. Конечно в кадре будет не все - безопасность и еще раз безопасность.

Я постараюсь разделить статью на две части - знакомство с аппаратурой и наиболее часто услышанные вопросы. По возможности дам ответ.

Железо

Итак, система электронной оплаты в Харькове запущена тем же оператором, что и в метро, но пока является отдельной единицей. Унификация (объединение) сервисов карт оплаты более чем возможна с технической точки зрения - ридеры (считывающие устройства) имеют стандартизацию и частотный план Mifare. С функциональной точки зрения - это тоже самое, что и в метро. По билетам - технология близкая - тоже вид штрих-кодов, но другая: aztec-код.

Сам терминал очень похож на терминалы пополнения мобильных, но у него будет только три услуги: купить билет, купить карту, и пополнить карту.

  • Билет можно купить только купюрами 1 и 2 грн.

  • Пополнить карту - любой купюрой от 1 грн. до 500 грн. (но не более 500 грн. в целом.)

  • Что касаемо покупки новой карты - известна цена 20 грн., но разные источники говорят о разных способах её получения. Одни говорят, что купить карту можно только купюрой 20 грн., другие что можно купить любым номиналом, главное чтобы в сумме было 20 грн. На самом деле это дело прошивки и взаимодействия с купюроприемником. На моей памяти, как-то умели блокировать в Крыму в 2012 году на парковках определенные банкноты в определенных случаях.

Как с картами получится в итоге - не знаю. Опять таки никто не отменял схему - вкинул 50 грн., купил карту за 20, получил 30-ку на карту. Но с учетом того что диспенсер карт не имеет ридера в своем составе - как минимум прийдется переставлять карту в ридер, а это уже отдельный мозговынос. Если такую программу по заявкам устроят (через портал петиций, или через личные встречи с Кернесом), то за деньги возможно все.

Вид терминала следующий (Сверху вниз, слева направо):

  • подсветка

  • дисплей

  • два технологических выреза и приемник для карт

  • выдача чека и билетов \ купюроприемник

  • диспенсер (выдача) новых карт.




В подробностях остановлюсь на приемнике карт. Таких приемников ранее в Харькове было очень мало, а в метро они не использовались.



Как и в метро - карту надо вставлять в портретном режиме, то есть вот так (моя метрошная - здесь для примера, будут другие):



Сами терминалы составляют общее впечатление антивандальных однако...



Однако суровое тюринское быдло уже умудрилось запихнуть в купюроприемник терминала бычок, несмотря на то что пепельница справа внизу. Мне стыдно за харьковчан и гостей города, которые портят общественную технику еще до ввода в эксплуатацию. Для справки ФК ПЦ - метро Киевская, ул. Матюшенко.



Средство оплаты проезда установили только в нескольких единицах ПС, на момент верстки мне было известно о двух вагонах трамвая и одном троллейбусе. Они выглядят одинаково и я даю фото и подскажу как пользоваться. Здесь все можно объяснить схематично:

ВАЖНО ОТМЕТИТЬ: Пенсионеры без карты и пассажиры с билетами обслуживаются только через переднюю дверь вагона\троллейбуса!

Сверху на правой грани - сканер билетов.
Чуть ниже небольшое секторное табло: зеленое - проход разрешен, красное - проход запрещен.
Ниже - экран для определения количества средств на карте. Справа, насколько я понял, определение типа карты, но это не точно.
В самом низу - отметка, к которой прикладывать карту.



Само устройство трехязычное: украинский, русский, английский.



Сканер билетов.



Исходя из важного замечания выше - у вторых дверей - валидатор проще, т.к. не способен обрабатывать билеты.



Во втором вагоне трамвая (единственная система из известных работает на 26 маршруте) также установлен полноформатный электронный компостер на передней двери. А его надо будет кому-нибудь отслеживать, и это подсказывает, что кондукторы у нас станут контролерами.





Вопросы

Когда?

Остается дождаться только отмашки на запуск системы. Спешить с этим не надо, Будапешт при модернизации (и тем же быстрее-быстрее) уже больно накололся.

Оговаривался срок 1 ноября, то есть на следующей неделе, но к этому времени поставить 330 точек пополнения, и окончательно оборудовать 250 трамваев и почти 200 троллейбусов - ні синку, це фантастика.

Новые правила проезда были утверждены 20 сентября городским советом, а 26 октября утвердил такую возможность оплаты Кабмин. С юридической точки зрения уже возможно все. Сейчас задача построить инфраструктуру этой системы. Она строится, каждый день становится известно о установке новых терминалов, терминалы оплаты в вагонах в принципе можно установить за несколько дней - контроллеры, антенны и кронштейны уже установлены, осталась только пассажирская электроника. Антенна на фото, над маршрутоуказателем, немного правее.



Что будет с кондукторами?

Если никакая муха начальников не укусит, ничего. Кондуктора либо перейдут на работу контролеров, а в случае соответствия параметров и ревизоров. Либо им предложат работу в ФК ПЦ на инкассацию и пополнение аппаратов чековой бумагой.
В метро сокращение персонала кассиров обусловлено сравнительно лучшими условиями инкассации - пунктов приема оплаты всего тридцать. Но и при этом над аппаратом при инкассации бывает и по 4-5 человек. Безопасность наше все.

Я льготник. Как мне обеспечить свое право на льготу и смогу ли я получить льготную карту?

В идеале - карты метро будут действовать и в наземке. Но это только в идеале.

Если все будет как по новым правилам и карты тоже будут новые, то первоначально у нас будут большие очереди у передней двери и БОЛЬШИЕ задержки графика по той же причине. Потому что долго будут решать: как внедрять эти самые билеты в соцстрах. Явный пример - запуск АСКП в Москве. Но доля здравого смысла уже клюнула представителей Горсовета и Департамента Инфраструктуры в том числе. Выдачу карт будет возможно обеспечить через ЦНАПы - доступ к необходимым данным соцстраха у них уже есть.

Кстати, задействуют контролеров - проверить документ уже в движении не составит труда. Кто-то поехал по чужой пенсионной карте - платите штраф, а карту изымают.

Отдельно студентам. Т.к. достаточное количество студентов днем учится, а вечером работает в доставке. Если карты для студентов все же появятся (а пока такого оглашено не было), то они точно будут с лимитом.

Это правда, что в случае повторного прикладывания карты в течении часа в трамвае того же маршрута и в том же направлении - мне не спишут оплату?

Согласно правилам, абсолютно так. То есть поехали вы на работу, допустим по 24 троллейбусному маршруту, надо выскочить поговорить. Вышли поговорили, сели в следующий троллейбус, а ваша карта уже с оплатой. И контролер увидит оплату на маршруте и направлении.
На самом деле это сделали из-за того, что часть подвижного состава в Харькове все же сходит с маршрута (иногда в прямом смысле слова, к сожалению), и чтобы не обеспечивать возврат - сделали возможность ехать дальше на следующем трамвае данного маршрута.

Однако у этого правила есть два подвоха.
1. Нет явного подтверждения, что маршрут на указателе и маршрут в валидаторе будет совпадать. Зная какие чудеса выставляют на табло водители - не спешите с выводами и следите за индикацией на табло валидатора.
2. 2 и 3 троллейбусный, 3, 6, 26 и 27 трамвайные маршруты в одну сторону точно идут более часа. Так что придется учитывать свое время посадки.

Новую карту для наземки можно будет держать в кошельке с метрошной - ничего не сломается?

Не сломается, если конечно вы не собираетесь кошелек в рулон сворачивать. Но и считываться они вместе не будут - придется доставать:(

Лично я куплю карту, но как только карты объединят - они станут сувенирными. Удобный способ войти во вторую дверь, пока толпа людей с билетиками компостирует мозги водителю, а затем он им.

Ну и открывается чатик в комментариях, постараюсь по известным данным ответить.

Subscribe to  akirich_pcroom
promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
Все льготники через одну дверь это пиздец.
Я льготник и понимаю что теперь трамвай и тролейбус мне противопоказаны.

ЗЫ. А что с маршрутками?

Э, если с карточками быстро сообразят, а в правилах намек есть, то пенс с картой может и на вторую, и на третью, и на четвертую дверь пройти. С маршрутками пока никак, от слова вообще. Муниципального оператора нет, а городских правил перевозок в автобусе даже в проекте не видно.

Орфография
Контроллер и контролер - это разные вещи.
Я так и не смог понять: вы писали об устройстве или о должности?

В тексте есть и контроллер - как устройство, и контролёр как должность. Контроллер установлен в кабине водителя. Контролёр будет ходить по салону.

Орфография
По смыслу: в вашем тексте везде "контроллер" и "контролер" - это одно и тоже.
По написанию - разное!
Re: Орфография
Еще раз, в одном месте есть упоминание именно технического устройства.

Специально перепроверил и перезалил исходник поста без редактуры. Один раз контроллер и еще 4 - контролёр.

Edited at 2017-10-28 02:53 pm (UTC)
Контроль
И кого вы подразумеваете под словом "ревизор"?
Ни в старых, ни в новых Правилах такого понятия нет.
Контролер - да, согласен.

Нужно по человеку, чтобы высадить с каждой из дверей пассажира в случае трех неудачных попыток регистрации. А вообще, это технологический способ сократить расход бумаги.

Кстати вертикальный вариант исполнения ридера - это хорошо только потому, что так карту доставать легче, и не надо к терминалу кланяться. Хвост карты остается над подложкой ридера, и легко за него зацепится.

Но опять таки, тюринский опыт подсказывает, что быдло и там свой след оставит.
Первая дверь
А почему вы считаете, что первоначально на первой двери будут очереди?
1. Как будет организован проезд льготного контингента, который не имеет Электронного билета?
2. Льготный контингент будет входить на все двери, т.к. Правилами предусмотрена выдача льготному контингенту Электронного билета, а не билета?
Re: Первая дверь
1. Через первую дверь. Потому и очередь. Бабушки и дедушки и так с трудом залазят на высокие ступеньки, а тут еще и билетчики подлезут, им еще отсканироваться надо, что не всегда будет с первого раза.
2. Льготному контингенту надо почти полгода, чтобы выдать эти самые карты, причем проблема даже не с процессингом в ЦНАПах, а в самих людях. Даже сейчас довольно много пенсионеров, которые карты не оформляли ранее. В основном это люди с сердечными заболеваниями, которым обильное использование метро - противопоказано.