metropost Негорючие новости

Прошлая неделя отметилась изменениями в правилах оплаты, которые откатили уже сегодня. Изменения вынужденные и метро изначально извинялось за сложившуюся ситуацию. Сегодня к извинениям присоединился и вице-мэр по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов.



Несмотря на то, что изменения уже откатили - они стали лакмусовой бумажкой для некоторых харьковских СМИ. Судя по обилию постов в отдельных изданиях на эту тему в метро должны были быть очереди из страждущих без размена и вообще толпы народа вдоль линий метро. Но этого не было.


Что произошло?

В конце сентября метрополитен сообщил о том, что прекращает принимать пятигривневые купюры в автоматах по выдаче билетов.

Ключевая ситуация развернулась между отдельными депутатами горсовета, метрополитеном и Нацбанком. Последние два участника ситуации - фактически стали заложниками ситуации.

Дело в том, что сейчас Нацбанк не ведет чеканку - дорого. Метрополитену сдача ой как нужна - автоматы дают сдачу только в этом виде. Поставить диспенсер на купюры - надо выделять средства на их установку, да и медленные они.

Конечно, есть люди, которые в автомат кидают металлическую гривну и 50 коп. Но этого явно недостаточно, т.к. оборот гривны бумажной - значительно выше металлической. В итоге метро имело договор о размене, который Нацбанк перестал выполнять под предлогом - много просите, одну пятую всех 50 копеечных и гривневых монет выжимает из НБУ Харьковская область. В итоге на начало месяца в метрополитене образовался дефицит сдачи.
С пятигривневки надо дать либо одну металлическую гривну, либо две пятидесятикопеечные.

Чем закончилось?

Естественно и один из депутатов городского совета и НБУ аппелировали к метрополитену: мол, давайте переходите на безнал. Метро среагировало не сколь на ответ НБУ, а на более раннее обращение депутата. Если упростить вывод, то это звучало не иначе как: "Вы депутат, вы принимали в сентябре новые правила метрополитена, право использовать безнал дали, а денег на его обустройство - нет".

В итоге на компромисс пошли представители метрополитена и НБУ - те и дали мелочь на октябрь, и поставили вопрос о выдаче в ноябре.

Безнал?

Возможно, не хватает классического вопроса - когда безнал? Лично я проблемы безнала сильно не ощущаю - пополняю на 200 грн. карту и катаюсь на все деньги. Конечно - получить билет в автомате приложив карту, или приложив карту непосредственно к КПП - это круто и удобно, но в последнее время я своей же карты Paypass даже опасаюсь.

< offtop >
Сегодня в АТБ, не успев приложить карту к считывателю тот сработал на удалении сантиметров 10, несмотря на то, что карта еще в кошельке была. Привет ворью с нелоченными терминалами и RFID-сканерами.
< / offtop >

О безнале в метро говорили, причем я уже и вспомнить не могу на какой из презентаций. Но до реальной практики дело пока не дошло.
Лично я вижу этому несколько причин:
1. Харьков не имеет нужного экономического выигрыша для инвестора в случае запуска. Насколько я знаю всего три города в СНГ имеют оплату картой в метро - Москва, Петербург и Киев. Первый и последний - весьма активно поддерживались банками и платежными системами (были рекламные заметки). Аудитория большая - инвестиции отобьются в ближнем горизонте планирования.
2. Есть твердые опасения, что банки не пойдут на блок-лист, в случае если человек с PayPass дебетовкой будет проходить через терминал, а сумму на счету заблокировать не удастся. (Де-факто в таких системах процессинг происходит уже после физического входа в метро.) Метро же в свою очередь выжимает полную оплату с пассажиров, и страдать из-за безбилетников они не обязаны. Вот и договорится не получается.
3. С учетом изменений в системе оплаты - не исключена реинтеграция оплаты проезда по типу той же Москвы. С учетом того, что ориентировочно с ноября в троллейбусах и трамваях появится электронный билет - единая транспортная карта тоже может появится в обозримом будущем. И добавлять еще и интеграцию безнала в тот зоопарк протоколов - сейчас попросту небезопасно. Позже, когда основные косяки системы закроют - вполне реально.

Поживем, увидим.

***

Основная тема забрала очень много времени, так что возьмемся за второстепенную парой строк.

В Киевской подземке пропал wi-fi. Конечно, с нашей колокольни говорить о пропащем вай-фае, несколько странно, т.к. у нас тоже не все хорошо - покрыли половину станций (пускай и с наибольшими потоками), иногда повисает авторизация, заканчивается пул адресов и т.д. и т.п.

Но в Киеве дело реально плохо. НКРСИ анулировал лицензию оператора Mosqito Mobile на покрытие подвижной радиосвязью в диапазоне 2,4 ГГц. Проект Mosquito Mobile по строительству сети скоростного Wi-Fi в киевском метро заморожен, в данный момент компания в спешном порядке пытается найти нового инвестора или покупателя, чтобы не лишиться лицензии и рассчитаться с долгами перед бюджетом и подрядчиками.

Проблема - сугубо финансовая. Банк-инвестор - прогорел. Компания, продававшая рекламу - обьявила о закрытии.

Кроме всего прочего Киевская сеть по размерам чуть больше харьковской - станций на три меньше, но есть пять перегонов. Однако есть еще одна беда - Москито должны были не только построить Wi-Fi в метро, но и обеспечить системы видеонаблюдения. Не смогли.

Честно, очень жаль.

Subscribe to  akirich_pcroom
promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
Еще в Новосибирске оплата картой есть