Образовательное.

Обычно, вещать о успехах подопечных, удел lieutenant2k. Но сегодня расскажу о своем дебюте. Первый семестр отыгрался не блестяще, но и не отвратно.



Мне поручили две группы. Первое впечатление оказалось диаметрально противоположным последним. Т.к. группы четверокурсников, то позволить себе жесткое преподавание сразу я себе не мог. С одной стороны зря, а с другой - я рад, что получилось именно так.

Во-первых, полезным для себя и предмета стала свобода описания предмета с практической стороны. ИТ-кластер не любит обычное национальное образование из-за выпуска "сферических специалистов в вакууме". Самородки - единицы, но надо укреплять результат.

У моих студентов практика в операторах связи только через неделю, а значит пороху они не нюхали. Самое время подготовить. (Некоторые провайдеры с помощью практики раньше очень качественно решали проблему весенних гроз, нагружая стажеров.)
Минусы педпрограммы в том, что единственный достаточно сжатый сборный рассказ по предмету вел... в этот блог. Вложить рассказ о спутниковом вещании в 45 минут - практически нереально. Ведущий лектор тоже обложен хронометражем, так что доводить теорию приходится практикой. Практика имеет коммерческую составляющую - проектирование средств связи имеет базовые понятия ориентирования в ценах техники и её монтажа. То есть на этапе обучения надо "убить" тупых менеджеров желающих сэкономить сразу, чтобы потом не платить втридорога (оператору на букву К - привет:). Задачи в процессе менялись таким образом, чтобы вычленить ошибки студентов.

Лабораторные работы в силу техобеспечения тоже пришлось сдвинуть к универсальности. Да ребята в волю могли поигратся с кафедральным оборудованием сети связи, но они этим должны заниматся каждую лабораторную и малыми группами. А железом не напасешься. (Хотя вот недавно одна из компаний поставила нам базовую станцию мобильной связи. Дорогущая железка.)

Теперь касаемо мягкости преподавания и "тупости" студентов. Я ввожу понятие "тупость" в кавычках, потому что некоторые  затюханные троечники в этом семестре показали весьма неплохие знания (не с точки зрения оценок, а с точки зрения самого предмета в первую очередь).
Мягкость преподавания приводит к тому, что студентам надо разжевывать аксиомы, которые они должны понять самостоятельно и быть готовыми их применить. Но и "топить" все что движется - не педагогический метод. В итоге жуткой торсиды студенты лишаются самого ценного, что у них есть и чем можно восполнить их недостаток теории - находчивость и логика. У них просто нет желания её применять, т.к. "препод - *****, все равно завалит".
То есть, чем более реальна цель для студента, тем больше шансов, что он эту цель возьмет умом. В противном случае будет битва с ветрянными мельницами - и студент не научен, и нервы друг другу потрепали.

Приведу пример студента, который умудрился закрыть тройками весь предыдущий семестр. Упорством, находчивостью решений (нашел наглый, но действенный способ подкрепить знания) товарищ смог защитить все лабы на пять и дернуть предмет в целом на 4. Интересно, что на этот счет ответит лектор? Утопит или поверит в силы?

Еще большой проблемой сферического предмета в вакууме (преподаватели точных наук - без обид, вас это не касается): отсутствие практической осязаемой подосновы, на которой студент может потренироваться делать что-то руками. Осязательная система помогает очень многим. Если раньше подобные решения были основами для курсовых проектов, то сейчас их надо упрощать до уровня повседневных задач и давать как постоянный образовательный материал. И если в начале года кафедра бралась за голову из-за тотального отсутствия иннициативной научной молодежи, то сейчас прорабатываются сразу два направления деятельности, и группы пытаемся завязать между собой.

***

Без ложки дегтя тоже не обойтись. Возможно мою критику восприймут как противодействие реформам или какую-то агонию, но думать местным ВУЗам о фундрайзе весьма опрометчиво, т.к. толковые западные инвесторы давно имеют свои инкубаторы и стипендии для одаренных студентов. Сами же студенческие группы будут плевать с высокой колокольни на нужды университета в вопросе поиска грантов и спонсоров. "Я бюджетник, дайте мне диплом, идите, и далеко идите со своими грантами." Пока государство не станет инструментом (читай - оператором) фундрайзинга в нашей стране, как и в некоторых странах СНГ - толку с него при нашем менталитете не будет. Одним из лучших примеров реформ менеджмента предложений является тендерная миграция. Да, госструктуры продолжают упорно пилить тендеры под одного исполнителя, но и это решаемая проблема.
Да, эра данных граммотных (!) решений когда-то окончательно наступит, но прогнозировать, когда это произойдет в моей стране - я не решаюсь.

***

Итог оказался вполне позитивным, т.к. только в группе "дневников" с полным сроком обучения нашлись сильные прогульщики и троечники. Причем у полносроковых пятерок чуть менее 50%, троек - треть. Вторая группа сдала без троек вообще. Да, могут всучить "а-та-та", за удар по стипендиальному фонду, но намеренно топить студентов нас в аспирантуре не учили. Знают, хотят учится, пусть получают деньги. Не хотят учится - здравствуй контракт (вполне реально, что с армией) и "свободная" взрослая жизнь.

Subscribe to  akirich_pcroom
promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
> Обычно, вещать о успехах подопечных, удел lieutenant2k.
забыл слово успехах взять в кавычки, если судить по большинству моих постов на эту тему

"жесткость" или "мягкость", "топить или не топить" - вечные проблемы
часто можно услышать от студентов, что вот, мол, на экзаменах специально валят
но это взгляд с их стороны баррикад
а на самом деле ты просто пытаешься понять, знает ли студент хоть что-то, чуть ли не клещами вытаскиваешь из него крупицы знаний и понимания материала
и не виноват преподаватель в том, что дополнительный вопрос, заданный в качестве "спасательного круга", превращается в "спасательный кирпич"

бывает, конечно, что и специально могут "топить", но не уверен, что это массовое явление
все зависит от конкретного лектора

лично для меня главное - это понимание студентом материала. пускай корявое, с запинаниями, с ошибками, но именно понимание
это намного лучше, чем когда в ответ на заданный вопрос бодро тарабанится часть конспекта один в один (включая знаки препинания), но "шаг влево, шаг вправо - расстрел на месте"