Единый билет в Харькове. Анализ окружающих рынков.

Читая пресс-релиз вице-мэра и директора департамента Инфраструктуры, я решил не приводить её потому, что дежавю у тех кто в теме - не избежать.


© Кирилл Гальченко 2014

В Харькове к вопросу бесконтактной оплаты и единого билета уже подходили. В 2005 году (более 10 лет назад!) на вагон 1754 (ныне - 315) установили автоматическую систему контроля проезда. На базе "отурникеченных" трамваев и троллейбусов и была запланирована единая оплата в метро, трамвае и троллейбусе. Но проект так и застыл.

Теперь к европейскому опыту. В Европе, по крайней мере в той, о которой я знаю система единой оплаты проезда, либо существует давно, либо не развита вовсе. Это касается как Восточной Европы, так и развитой Великобритании, например.

Есть несколько путей развития данной технологии в нашем городе и стране в целом.

Способ первый - весьма глупый и неудобный. Исключительно paypass.

Да, довольно просто сертифицировать и объединить все сервисы на базе банковской карты, как нам предлагают проплаченные товарищи из Эстонии. Ни один из проектов электронного правительства в сфере госуслуг в нашей стране не стрельнул. Народ, в нашей стране не без мозгов, и отказался своими действиями отдавать персональные данные банкам.
Минусы системы с исключительным paypass очевидны:

  1. Туристы без пэйпасса лишены оплаты.

  2. Дети лишены оплаты (насколько мне известно, карты такого типа детям пока не выдают).

  3. Льготчикам в Харькове карты придется перевыпускать, т.к. они не "заточены" под paypass.

  4. Потеряв карту и имея нерасторопный зеленый банк, ты две недели будешь ходить пешком.

Недостаток исключительного пэйпасса я прочуствовал недавно в туалете вокзала Кракова (Польша), где оплата была только paypass. Вот тогда я еще раз выматерил свой банк за медлительность в развитии.

Плюс всего один: не надо много городить, при условии отсутствия детей, льготчиков, туристов и забивших на банки. Можно сократить очереди в кассы.

Способ второй - киевский.

Способ неполный, т.к. в Киеве запустить единый билет не планируют, но хорошо сдвинулись в оплате метро. Да у них по прежнему есть страшненького вида жетончики, которые уже подделывают даже на 3D-принтерах. Но в Киеве стандартная система оплаты метро уже действует в паре с оплатой по системе paypass, что достаточно удобно. В некоторых трамваях и троллейбусах уже стоят валидаторы с электронным компостером, но назвать это явным продвижением к единому билету язык не поворачивается.

Способ третий - московский.

Многие знают, что в Москве уже давно работает единый билет, более того Москву можно назвать законодателем моды во всей Восточной Европе, не говоря уже о России и СНГ.
Сейчас меня упрекнут, что я ватник, но на самом деле Москва наступила на кучу граблей, перед тем как достигнуть годного эффекта.
Москва смогла совместить два типа оплаты и социальные карты, при этом подключив весь наличествующий спектр подвижного состава: трамваи, троллейбусы, метро, городская электричка, муниципальные автобусы, частные автобусы, частные маршрутки и монорельс.
Если не верите про маршрутки - вот вам пример от e_strannik. Причем если верить местным чиновникам, нелегальные маршрутки, вроде нашей "Пролетарская - Барабашова" будут выведены из города.
Paypass можно использовать не везде, и во многих случаях он имеет узкое горлышко в виде кассы или автомата. Насколько мне известно бесконтактную банковскую оплату можно использовать только в метро и не на всех станциях. Но этот баг потихоньку закрывают.

Харьковский способ - краткий список проблем, которые следует решить.

  1. Нет единой социальной карты, но есть довольно обширная абонбаза льготчиков у Харьковского метрополитена.

  2. Оплата проезда студентов и учеников на наземном городском транспорте.

  3. Нежелание департамента Инфраструктуры подключить к проекту частных перевозчиков. И Водовозов, и Дульфан сообщили о введении единого билета только на электротранспорт. С точки зрения прозрачности деятельности перевозчиков и затратности проекта на данном этапе - сомнительное решение.

  4. Исходя из п.3. - унификация тарифов частных перевозчиков, т.е. создать всего две или три зоны для частных перевозчиков с одинаковыми расценками в каждой. Зона А - 2,50 грн., Зона Б - 4 грн. Зона В - 5,50. Других расценок в городе быть не должно.

  5. Валидатор придется создавать с нуля, либо делать огромным. И NFC ISO 14443 и PayPass имеют одинаковое построение модулей, но PayPass - закрытый стандарт и сделать одно поле для валидации проблематично.

  6. Замена валидаторов во всем метрополитене, с возможностью использования PayPass. Задача второстепенная.

  7. Адекватный контроль за безбилетчиками с оперативным вызовом полиции (а не рэкет времен Колбасы и Ко.)

  8. Сохранение кондукторов\контролеров, которые будут продавать билеты за наличные. Краковский наземный общественный транспорт заменил билетеров на автоматы, чем дал подспорье покататься нахаляву выходцам из СНГ.

  9. Координация с областными перевозчиками и ЮЖД, для возможности ввода единого билета для городов-саттелитов.

  10. Введение специального умного билета на который можно записать проездные на разные виды транспорта. Чтобы по отдельности и в целом можно записать проездные на трамвай, троллейбус, автобус, метро, электричку и маршрутки.

Вообще, было бы круто, на этапе проработки подключить общественность, например через возможности сервиса "Активный гражданин".

Subscribe to  akirich_pcroom

Recent Posts from This Journal

promo akirich_pcroom сентябрь 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
подскажи для дилетантов, paypass вешается на банковские карты, если я правильно понял?
т.е. если я не хочу "светить" ее, то какой выход?

и, кстати, почему не сказал про Тбилиси?
ведь у них для проезда есть единая карточка, которая действует в метро, автобусах/маршрутках и канатной дороге
1. Пэйпасс вешается не только на карты, в принципе некоторые банки делают электронную версию на телефон, но это проблему не решает. Слишком дырявый стандарт, хоть и удобный.

2. Про Тбилиси не сказал, т.к. система Тбилиси:
- меньше Харьковской (22 станции в Тбилиси против 29 в Харькове),
- имеет единый узел управления,
- из электротранспорта осталось лишь метро, канатка и фуникулер - трамвай и троллейбус умудрились уничтожить при Михо Реформаторе,
Единый билет, если верить данному ресурсу действует только в метро и общественных автобусах: http://www.arrivo.ru/gruziya/tbilisi/obshestvennyiy-transport-v-tbilisi.html

Кстати, КМДА идти по пути Тбилиси тоже не удастся. Ваш бардак с маршрутками на уровне нашего.
да, к сожалению, трамвай и троллейбус в Тбилиси уничтожен :(

когда были в грузинской столице в 2013 году - точно использовали карточку в метро, маршрутке (но, возможно, коммунальной) и на канатной дороге, которая шла от парка Рике к крепости Нарикала
а вот для фуникулера приходилось покупать отдельную карточку, но она действовала как средство оплаты развлечений в парке на горе Мтацминда

а про единый билет в Киеве даже не стоит и заикаться
у нас бардак везде - и не только на маршрутках

кстати, по поводу турникетов с Paypass на скоростном трамвае
их поставили по одному на станциях, но, к примеру, на станции "Гната Юры" в начале года он не работал дней десять
и что делать пассажирам в этом случае? :)
насчёт унификации частных перевозок - это перегиб. у нас в Эстонии частники ставят свои цены, они немного отличаются друг от друга. Я про пригородные перевозки. Не видел пока PayPass где-нибудь в действии.

считаю лучшим решением карточку пластиковую с RFID, а калидатор подключён к базе
Даже так!?

Коля, я считаю, что валидатор должен быть таки гибридным, но пейпасная цена - выше.
По указанной ссылке про paypass ни слова. Как единая карта действует, делает автризацию 0 евро, такое возможно?
да, возможно, всем жителям Таллинна проезд в городе бесплатный. Значок paypass на валидаторе видно
>>Замена валидаторов во всем метрополитене, с возможностью использования PayPass.

Зачем так массово? По одному отдельному (т.е. дополнительному, без замены существующих) валидатору в один турникет на станции, как сделали в Санкт-Петербурге.
По идее, paypass никогда не будет массовым способом оплаты. Ясно, что банковская карта никогда не сможет выполнить функцию "единой" карты, умеющей "понимать" множественность тарифного меню. Но, является идеальным средством разовой оплаты проезда для тех, кто не пользуется каким-либо видом транспорта постоянно.
Применительно к метро: основной пассажиропоток формируют местные жители, постоянно пользующиеся данным видом транспорта, и явно, что они при ежедневных поездках не используют тариф на однократный проход в метро.
Таким образом, PayPass использует минимум пассажиров, пользующихся метро время от времени. И, по идее, их даже меньше, чем льготников пенсионеров, школьников и студентов, вместе взятых.
К чему я это: в Санкт-Петербурге долгое время проход по льготным проездым билетам был возможен только через два первых турникета (со второй половины 2015 г. через четыре первых), и даже в час пик это не создавало никаких неудобств, отдельных очередей в эти первые два турникета не наблюдалось.
Как сейчас в Санкт-Петербурге реализован проход в метрополитен при оплате банковской картой PayPass на турникетах? В "нулевом" (специальном для прохода пассажиров с багажом и пр.) турникете на ЛЕВОЙ стойке установлен отдельный валидатор для PayPass. Я пользуюсь метро один-два раза в месяц-два, т.е. очень редко (нет, у меня нет автомобиля), на НОТ у меня единый проездной билет, и для меня идеален вариант оплаты проезда в метро банковской картой с PayPass. Даже "в самый жуткий час" в нулевой турникет очередей я не наблюдал.
Система сегрегации валидаторов показала себя достаточно плохо в Харькове. У нас на некоторых станциях решили сделать управляющие потоком турникеты - на Центральном Рынке, Пролетарской и Холодной горе (самым тяжелым станциям по входу-выходу). То есть утром - увеличивают количество турникетов на вход, вечером - на выход.

Нулевой турникет в Харькове используется в служебных целях: для льготных пассажиров без соцкарты, для сотрудников метрополитена, для сотрудников охраны, для сотрудников милиции (скоро будет переформатированы) и полиции.