Как зарождалась станция Метростроителей имени Г.И. Ващенко

Дисклеймери. На этот раз будет больше текста, меньше фоток. Пользуясь случаем, передаю привет наиболее "воспитанным", "пассажироориентированным" и "грамотным" сотрудникам метрополитена.

До начала массового строительства на Салтовском жилмассиве (начало 70-х годов) второй линией планировали связать центр ("Советская-2") и Павлово Поле. Но быстрое развитие нового жилмассива в северо-восточной части города внесло коррективы. Вторая линия метро прошла на Салтовку. В 1984 году определено направление проектируемой третьей, Алексеевско-Гагаринской линии метро - от Алексеевки до Аэропорта. Планировалось проложить 15 километров линии с 11 станциями (от "Проспекта Победы" до "Одесской"). "Одесская" - "Аэропорт" и "Проспект Победы" - "Дергачи" изначально рассматривались как перспективные.


Фото собственное: апрель 2015 г.

Проектировщиками рассматривались несколько вариантов строительства линии. Согласно одному из них, первым должен был быть открыт участок от станции "Совнаркомовская" (ныне - "Архитектора Бекетова") до станции "Проспект Победы", что обеспечило бы наиболее скорую связь нового Алексеевского жилмассива с центром города. Правда данный вариант имел существенные недостатки, главным из которых было бы неравномерное распределение пассажиропотоков и чрезмерная загруженность пересадочных узлов "Советская - Исторический Музей" и "Дзержинская (Университет) - Госпром". (С ней не могут справится отчасти и сейчас, несмотря на полный "треугольник").
Другим вариантом предлагался первый участок из шести станций - от "Проспекта Ленина" ("Научная") до "Державинской". Таким образом, с вводом в эксплуатацию этого участка Харьков получал:
а) долгожданный вариант решения генеральной транспортной схемы на базе «классического треугольника», обеспечивающего распределение пасс.потоков и поездку на метро в любом направлении всего лишь с одной пересадкой.
б) реализацию соединительной ветки с первой линией, а не со второй (построить ССВ между Университетом и Госпромом мешала застройка).
Именно этот вариант было решено осуществить в дальнейшем, правда, станция "Державинская" не вошла в состав первого пускового участка.

Проект на строительство первого участка третьей линии от станции «Плехановская» ("Метростроителей им. Г.И. Ващенко") до станции "Проспект Ленина" ("Научная") протяженностью 6,12 километра был утвержден указанием МГТС СССР от 30 июня 1984 года. Документацию на строительство разработала генеральная проектная организация — НИИ «Харьковметропроект». Она выполнила основные проектные работы по трассе линии, разработала архитектуру, конструкции, инженерно-технические устройства, дополнительные сооружения.

Станция "Плехановская" стала одной из наиболее богатых по конструкции, инженерно-техническим устройствам и дополнительным сооружениям. Это единственная трехярусная станция Харьковского метро. Три ленты эскалаторов были запроектированы в сторону торцов станции, а не наоборот. Это техническое решение - построить как обычно, не получилось из-за застройки в районе стройки, соседней станции "Спортивная" и технологией строительства открытым способом. Тогда закладывать станцию на такую глубину открытым способом было трудно.


Фото varandej

Кроме всего прочего, станция обладает сложными связями со Спортивной. Но пути Холодногорско-Заводской и Алексеевской пересекаются иначе. За станцией Метростроителей находится 4 тупика: два крайних - продление линии на юг, третий путь - связь по соединительной ветке со станцией "проспект Гагарина", и еще один - пункт технического осмотра.
Пешеходный переход со станции Спортивная разделен на два потока - пассажиры с Метростроителей попадают на Спортивную с северной стороны, а пассажиры Спортивной попадают на переход из центра станции. В последнем - есть трехленточный эскалатор.

Проектное название станции было "Плехановская", но перед самым открытием оно было заменено на "Метростроителей". Парадоксально, но улица с таким именем находится в противоположной части города и таким образом топонимика была нарушена. (По иронии судьбы несколько лет назад рассматривался проект продления второй линии, трасса которого соприкасалась с данной улицей. Однако от него тоже отказались.).

Через два года после открытия станции, на переходе со станции Спортивная образовались многочисленные течи. Вода начала заливать эскалатор. Мерой для подавления воды изначально предлагался декоративный "зонт", однако данный вариант отвергли - дорого и неэффективно. Решили загнать шпуры длинной по 15 метров и нагнетать в них цементный раствор с жидким стеклом. Раствор расширялся в земле и заполнил пустоты. На выполнение работ понадобилось два года.

В июле 2000 года к названию станцию именовали в честь Г.И. Ващенко. Изначально так планировали назвать "Индустриальную", но от идеи такого переименования отказались. Имя первого секретаря обкома Компартии Украины решили увековечить в названии станции "Метростроителей". Индустриальная же получила имя другого человека, сделавшего Харьков таким какой он есть сейчас - им. А.С. Масельского.

В 2011 году на станции появился туалет для пассажиров.

В связи с близким расположением стадиона "Металлист" станция регулярно закрывается во время футбольных матчей. Во все три дня, в которые город принимал матчи Евро-2012 - станция была закрыта.

Сейчас станция перевозит (по входам) 9 тысяч 450 человек в сутки, но через неё ежедневно переходит более 70 тыс. человек в сутки.

На этом рассказ о первой очереди третьей линии окончен. В этом году серия "Как зарождалась станция..." продолжится по Холодногорско-Заводской линии, а в конце года ждите рассказ о строительстве Алексеевской - в этом году оба участка также отмечают юбилеи - 40 и 5 лет соответственно.

Карта проекта "Как зарождалась станция..."

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…