Как зарождалась станция Научная.

1856 год. В Харьков приезжает Василий Сергеевич Досекин. Для начала лечится, затем через год открывает первую в городе фотомастерскую. Дела шли успешно, росла семья и росли имения Василия Сергеевича. Одним из них стал огромный яр, на рядом с которым сейчас много объектов. Один из сыновей стал работать в фотомастерской отца, но уже в Москве. Дочь Досекина, Мария Васильевна Шатилова вышла замуж. Самого же Досекина не стало в 1900 году, в его честь назвали улицу - ныне это улица Ленина. Но яр-то остался. В 1930 году Шатилов яр частично засыпали - автогаражный кооператив около ХНЭУ - находится в этом яру. В 1942-1943 году Харьков пытаются и освобождают. Есть легенда, что на територии Шатилового яра в районе нынешней станции метро было захоронение. Таким образом, с определенной вероятностью можно сказать, что будущая станция метро строилась на костях.


Нынешнее фото станции. 2013 год.

В конце 1960-х в город приходит метрострой. По первоначальному проекту метро должно было проколоть город с запада на юго-восток и с севера на юг.
Но в 1970-х сумасшедшими темпами растет и увеличивается по населению Салтовка. 400-тысячный жилой массив нуждался в метро сильнее чем еще не застроенное Павлово поле и Алексеевка. В итоге проект затянулся в обсуждении. На кадрах хроники, найденных на канале Виталия Кручины, был найден интересный факт. Дело в том, что по первоначальному проекту, на станции "проспект Ленина" должно было быть не 5, а 6 выходов. Шестой должен был бы выйти к стадиону ХНУРЭ.


Владимир Александрович Спивачук показывает проекты станций "Дзержинская" (снизу, ныне - Университет) и "проспект Ленина" (сверху). Цифрой 5 отмечен проектируемый выход. Стопкадр из видео.

В 1984 году проект приняли. Метрострой только готовился строить третью линию. Ведь на этапе сдачи была еще первая очередь второй линии. С 1986 года все силы перенесли на третью линию. Несмотря на перестройку станцию строили всем миром. Чуть менее 9 лет строили метростроители, добровольцы и... студенты ХИРЭ (ХТУРЭ, ХНУРЭ). В 1994 году был закрыт котлован и начато благоустройство територии и внутренняя отделка.


Фото: справочник Харьковчанина.

6 мая 1995 года станцию открыл Л. Д. Кучма. Поезда побежали по 5 станциям, а Научная стала конечной на линии на 9 лет.


Фото: Харьковский метрополитен

Архитектура станции не изобиловала излишествами, однако это одна из двух действующих станций в Харьковском метро где есть второй этаж. Как и на Университете - второй этаж служебный, правда на Научной не было спроектировано пешеходного перехода. Приблизительно такая же конструкция станции планируется на Победе.


Венткиоск станции. Источник.

В конце 90-х, начале 00-х город переживал кризис. Переживал кризис и метрополитен. C 2001 по 2003 год третья линия работала на 20% мощности меньше - в 4 вагона, а не 5. На данном фото с сайта метрополитена как раз запечатлен момент, когда 4-хвагонный состав оборачивается по станции, а на платформе установлены ограждения в месте 5 вагона.



В 2008 году на одном из выходов случился курьезный случай. В него врезался автомобиль.


Фото: SQ

В 2010 году выходы пережили серьезную реконструкцию - переделана облицовка крыши, а на бетонных перекрытиях был заменен рубероид. На облицовке крыши появилось неоновое освещение. А стекла разрисовали портретами ученых и силуэтами молодежи.



Примечательно, что почти год станция была без наружного указателя названий на выходах. Фото найдено в сообществе odin_moy_den.



В 2011 году указатели появились в рамках подготовки к Евро-2012.



В 2013-2014 году заменили освещение перрона на светодиодное. И станция появилась в таком виде в каком она есть сейчас.


Все посты серии "Как зарождалась станция..."

Posts from This Journal by “история” Tag

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
Спасибо. Но как всегда 5 копеек ))
Здается мне, что это не 6 выход, а венткиоск, который в итоге перенесли. Обосновываю: 1) нет смысла делать второй выход в одно и то же место (ладно бы прямо к ХИРЭ, так нет); 2) выводится практически из технических помещений или даже из камеры съездов.
В теории - выход получался бы прямо к аллее у ХИРЭ. Причем развернуть его в сторону стадиона и тогда было необходимостью, иначе склон бы затапливал переход, летом это заметно особою Сейчас бы такое решение оказалось бы более чем обоснованным. Поток по Ленина очень нехорошо смешивается с потоком по Серповой (ХИРЭ).
Приветствую прославление нашего харьквского метро!
"Чуть менее 9 лет строили метростроители, добровольцы и... студенты ХИРЭ (ХТУРЭ, ХНУРЭ)."
А можно подробнее: что это были за добровольцы и какие работы при строительстве объекта повышенной опасности выполняли добровольцы и студенты?
Этап выделенный студентам, исходя из сохранившихся сведений - не включал работы повышенной опасности. Понятное дело, что классический метрострой с работой в крепях - это не для каждого встречного. В основном это работы "финишных" этапов - благоустройство, частично облицовка. К тому же к 1992-1994 годам, когда представителей студотрядов начали привлекать, большая часть возведения станции была позади.