Как зарождалась станция Южный Вокзал

С этой станции я по идее должен был начать свой рассказ о истории харьковского метро в Харькове. Потому что первым метро, построенным харьковчанами является первая очередь Московского метро.


Фото: Канопус Киля, Википедия.

1968 год. 15 июля на станции заложили первый ствол на улице Славянской. Проектирование было достаточно сложным из-за административного огреха. Дело в том, что станцию изначально спроектировали четырехвагонной, как и планировали спроектировать все Харьковское метро. Город решили внезапно обеспечить пятивагонными составами.



1244491617_stroit-yagni

Строилась станция в тяжелой гидрогеологии с замораживанием грунтов. За 5 лет стрители пробурили 24 километра скважин для заморозки. Из них 15 - для тоннелей, которые строились закрытым способом. Трубы хладагента - на фото выше. Кстати, ради строительства метро - перенесли кольцо трамвая.

1244491566_foto04

Несущая стена, толщиной шесть метров, из замороженного грунта оградила котлован вестибюля станции. Он же сооружался открытым способом на большой глубине. Холод по двухрядным скважинам подавался под давлением двумя компрессорами.

1244491563_tynel3

Мастерство строителей в сложных технологических условиях и точность проектантов были очень высоки. Проектом предусматривалась просадка здания Южного вокзала на 10 сантиметров, а просел оно всего лишь на 8 миллиметров!

Вернусь к тому факту, что станция изначально была запроектирована четырехвагонной. Дело в том, что коридор техпомещений у первого вагона в центр изначально планировался уже в тоннеле (как в итоге получилось на Пушкинской), однако вмешался рост города. Город развивался слишком быстро.


Фото Панина А.С.

В 1962 году родился миллионный харьковчанин, а в 1968 город по населению увеличился на одну пятую, но планировать надо было на будущее. И не прогадали. По переписи населения в 1976 году население города превысило 1 380 000 человек.


Фото Панина А.С.

В итоге пуск линии был четырехвагонным, но уже спустя некоторое время по линии побежали 5-вагонные поезда.

Сейчас это огромный транспортный узел с 70-тысячным пассажиропотоком. Кстати это одна станция в Харькове, выходы которой ведут вовнутрь здания - здания Южного вокзала.

В посте использовалась информация с сайта Харьков.Транспортный, фотоальбома пользователя Яндекс.Фоток mihurs.


Карта проекта "Как зарождалась станция..."

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
Да у Тоцкогов блоге разбирали эту херню, все там было правильно, изначально как и все станции ХМ и была запроектирована и построена 5 вагонной, просто в первое время место под 5-й вагон использовали под служебное помещение.
ЗЫ в СССР вообще вроде не было ни одного проекта на 4 вагона.
Просто фигня была в том, что долго думали 4 или 5, сделали заказ на ММЗ и ЛВЗ под 4 вагона, и еще несколько месяцев рожали 5-вагонное движение.

Кстати, в начале 00-х 4-вагонки вернулись на Южный Вокзал, правда парковыми рейсами на Алексеевскую линию.
Быть такого не может!
Перегонка с ТЧ-1 на АЛ осуществляется по ХЗЛ от "Московского проспекта" до "проспекта Гагарина" (в обратном направлении: "Проспект Гагарина" - "Московский проспект").
Оборот "алексеевской перегонки" по ст. "Холодная Гора" не производился и не производится.
Это было исключением в связи с ремонтами. Часть составов Алексеевской линии таки оборачивалась по Холодной Горе. Это было редким исключением из правил, и длилось пару дней в вечерний пик. Я надеюсь удастся восстановить тот фотоматериал.

Так да, Алексеевские составы всегда (за исключением вышеозначенного) оборачивались по Гагарина. В статье, по этой станции, к которой вы оставили весьма актуальный комментарий - есть видеоряд.
много интересных фактов для себя открыл...
Интересно, в каком году была пиковая цифра в населении города?