Я отношусь к тем людям, которые, несмотря на популярность интернета и множества интерактивных программ и изобретений, по старинке слушают радио. (Зачем искать музыку вконтактике если это может сделать диджей, и интернет этому только способствует. Например, слушая Харьковский MFM по ссылке. - прим.
akirich_pcroom) Ну, может и не по старинке, может и в большей мере через интернет, но живое, интересное и побуждающее думать о чем-то и узнавать что-то новое.
Радио мне всегда нравилось больше телевидения. Интуитивно казалось, что работа на радио требует большей профессиональности, большой реакции и умения ежесекундно контролировать ситуацию. Ведь там практически не бывает смонтированных записей, подсказок режиссера и отрепетированных и записанных заранее программ. Все в режиме живого времени, все здесь и сейчас. Я слушала и региональные радиостанции, и центральные, и зарубежные. Даже радиостанции из других точек планеты, если они транслировали важное музыкальное событие. Но критерием постоянного на тот момент включения той или иной радиостанции, кроме совпадения с моими музыкальными вкусами и общими интересами, была симпатия к радиоведущему. Я могла абсолютно не знать человека, но иногда образ, создаваемый им перед микрофоном, бесповоротно отталкивал, раздражал или же, наоборот, поднимал настроение, заставлял улыбаться и с интересом воспринимать информацию, исходящую от него.
Не раз я пыталась представить себе, каково это работать радиоведущим. И я много раз слышала мнения о том, что работа эта, особенно у диджея развлекательных радиостанций, не требует ни особых знаний, ни специальных навыков. Вот аналитические станции типа «Эха Москвы» и тому подобных предполагают серьезный подход к работе, а для того, чтобы развлекать, думают многие, большого ума не надо. А нет, товарищи. Как оказалось, любой вид работы требует и подготовки, и стараний, и определенных навыков. Усложнять всегда легко, а вот упрощать – гораздо сложнее.
В своем воображении я представляла себе, как бы я вела себя, если бы вдруг мне захотелось попробовать себя в роли радиоведущего. Скорее всего, это было бы ошарашенное зависание перед микрофоном и рой мыслей в голове. Не сказать какую-нибудь глупость, нормально выговорить слова, не повторяться, быстро ориентироваться, о чем таком интересном поведать тысячам собеседников, которых не видишь, и как вообще справиться с ощущением, что ты сумасшедший и сидишь один в студии и, по сути, разговариваешь сам с собой.
У меня есть знакомая, которая успешно поборола все эти пугающие мысли в голове и ежедневно вот уже на протяжении трех лет появляется в эфире развлекательной радиостанции MFM. Мне давно хотелось узнать, как работается диджеям в самое разное время суток, в паре или в одиночестве, с настроением или без. И Соня сразу же согласилась удовлетворить мое любопытство.
Как проходит твой обычный рабочий день на радио?
У нас линейная схема работы – мы работаем по сменам. Харьковская трансляция MFM работает каждый день с 7-ми утра до 8-ми вечера. Остальное время – музыка, либо плей-лист. В день в эфир выходят два диджея: первый с 7-ми утра до 3-х дня, а второй – с 3-х дня до 8-ми вечера. За день у нас проходит два концерта по заявкам в конце смены каждого ведущего. Но, честно признаться, для меня до сих пор этот час напряженный. Даже проработав здесь три года, я до сих пор краснею, когда разговариваю со слушателями по телефону. Рассеивается внимание и на компьютер, и на поиск музыки, плюс нужно уделить внимание человеку на том конце провода, задать ему вопросы, поделиться своей энергией. Еще я веду программу «Фитнесс-клуб», где я на протяжении 2-3-х минут рассказываю о здоровом образе жизни, о правильном питании и т.п. Мне нужно также найти информацию, подготовить текст, адаптировать его под аудиовосприятие, сделать его красочным и привлекательным. Сначала на это у меня уходило около 2-х(!!!) часов на двухминутную программу. Сложность была не в подготовке текста, а в том, чтобы начитать его, отрепетировать, чтобы не было никаких шумов, чтобы все звуки звучали правильно, и, самое главное, чтобы все звучало естественно, чтобы слушателям не было ясно, что я читаю текст по бумажке, чтобы было живо, естественно. На самом деле это очень хорошо различается, когда человек говорит сам, а когда он просто начитывает текст. Сейчас за час я уже могу подготовить 2-3 программы.

Какие смены тебе чаще всего выпадают?
Чаще всего я сижу за пультом во второй половине дня, а вести «утро» мне выпадает в субботу, пятницу и иногда в воскресенье. И еще, если кто-то из коллег просит подменить. У нас очень дружеский коллектив и мы всегда выручаем друг друга.
Мне сложно представить, как можно приехать на работу к 7-ми утра, будить слушателей и еще бодренько о чем-то рассказывать?
С одной стороны, да, это сложно так рано вставать и быстро включать мозг, но с другой стороны, утром классно, потому что начинается новый день. И в это время хочется дать людям по максимуму хорошего положительного настроя. Я представляю себя на месте людей, которые вот сейчас собираются на работу, куда-то едут, и думаю о том, что хотелось бы услышать в это время мне и таким образом веду эфир.

(На фотке слева, если кто не понял вид из студии MFM и по совместительству - радиопередающего центра. Отсюда станцию слышно вплоть до Валок и Купянска - прим.
akirich_pcroom)
То есть к эфиру ты приезжаешь уже собранная и подготовленная?
Бывает по-разному. И я могу не выспаться и в эфире быть вялой, и тогда, я уверена, это хорошо слышится слушателям. В таких случаях после отработанных в час выходов в эфир я могу подремать полчаса или 45 минут. В соседней комнате у нас есть пуфики, но, если очень хочется, можно отдохнуть и в кресле. Иногда бывает очень сложно.
А как радиоведущие, которые работают и ночью и рано утром добираются на работу?
Ну обычно руководство радиостанции заботится о своих диджеях и за нами приезжает такси. У нас есть определенное количество бесплатных поездок, которые оплачиваются рекламой определенной службы такси в эфире. Если использую положенное мне количество поездок раньше срока, добираюсь своим ходом. Здесь, главное, успеть воспользоваться общественным транспортом до 7-ми утра. (до метро около пятнадцати минут, однако еще надо до метро добраться - прим.
akirich_pcroom)
Тебе нравится свой голос в эфире?
Нет. Как и практически всем людям, мне не нравится, как звучит мой голос в микрофон или в другой записи. Но я уже привыкла к нему. А сначала мне постоянно казалось, что он какой-то наигранный, где-то детский и писклявый, возможно. Мне кажется, это никогда не закончится. Может я просто стану проще к этому относиться. Потому что, когда тебе что-то не нравится, ты делаешь попытки, экспериментируешь, пробуешь разные тембры и, в конечном итоге, развиваешься.
За время работы на радио ты уже придумала какой-то собственный стиль общения, ведения эфира?
Не знаю. Я еще этого не понимаю. Но я, однозначно, работаю над этим. Определенно, хочу создавать веселый, легкий и оптимистичный образ. Сначала я выделялась тем, что в эфире правильно говорила на украинском языке. Это, к слову, было очень нужно, потому что по закону в СМИ должно быть не менее 25% украинского продукта. Я тогда позволяла себе «шокать», употребляла слова, граничащие с культурными. Но у меня, однозначно, никогда не было никакой иронии, я не хочу высмеивать, у меня более легкий образ. Сейчас я веду эфиры на русском языке, несмотря на то, что отлично знаю украинский, думаю-то я все равно на русском, поэтому иногда бывает сложно переключаться и искать нужный аналог русскому слову.

Оригинал, напомню, взят у
lilith19 в Как работают люди. Профессия радиоведущий (часть 1)
Радио мне всегда нравилось больше телевидения. Интуитивно казалось, что работа на радио требует большей профессиональности, большой реакции и умения ежесекундно контролировать ситуацию. Ведь там практически не бывает смонтированных записей, подсказок режиссера и отрепетированных и записанных заранее программ. Все в режиме живого времени, все здесь и сейчас. Я слушала и региональные радиостанции, и центральные, и зарубежные. Даже радиостанции из других точек планеты, если они транслировали важное музыкальное событие. Но критерием постоянного на тот момент включения той или иной радиостанции, кроме совпадения с моими музыкальными вкусами и общими интересами, была симпатия к радиоведущему. Я могла абсолютно не знать человека, но иногда образ, создаваемый им перед микрофоном, бесповоротно отталкивал, раздражал или же, наоборот, поднимал настроение, заставлял улыбаться и с интересом воспринимать информацию, исходящую от него.
Не раз я пыталась представить себе, каково это работать радиоведущим. И я много раз слышала мнения о том, что работа эта, особенно у диджея развлекательных радиостанций, не требует ни особых знаний, ни специальных навыков. Вот аналитические станции типа «Эха Москвы» и тому подобных предполагают серьезный подход к работе, а для того, чтобы развлекать, думают многие, большого ума не надо. А нет, товарищи. Как оказалось, любой вид работы требует и подготовки, и стараний, и определенных навыков. Усложнять всегда легко, а вот упрощать – гораздо сложнее.
В своем воображении я представляла себе, как бы я вела себя, если бы вдруг мне захотелось попробовать себя в роли радиоведущего. Скорее всего, это было бы ошарашенное зависание перед микрофоном и рой мыслей в голове. Не сказать какую-нибудь глупость, нормально выговорить слова, не повторяться, быстро ориентироваться, о чем таком интересном поведать тысячам собеседников, которых не видишь, и как вообще справиться с ощущением, что ты сумасшедший и сидишь один в студии и, по сути, разговариваешь сам с собой.
У меня есть знакомая, которая успешно поборола все эти пугающие мысли в голове и ежедневно вот уже на протяжении трех лет появляется в эфире развлекательной радиостанции MFM. Мне давно хотелось узнать, как работается диджеям в самое разное время суток, в паре или в одиночестве, с настроением или без. И Соня сразу же согласилась удовлетворить мое любопытство.
Как проходит твой обычный рабочий день на радио?
У нас линейная схема работы – мы работаем по сменам. Харьковская трансляция MFM работает каждый день с 7-ми утра до 8-ми вечера. Остальное время – музыка, либо плей-лист. В день в эфир выходят два диджея: первый с 7-ми утра до 3-х дня, а второй – с 3-х дня до 8-ми вечера. За день у нас проходит два концерта по заявкам в конце смены каждого ведущего. Но, честно признаться, для меня до сих пор этот час напряженный. Даже проработав здесь три года, я до сих пор краснею, когда разговариваю со слушателями по телефону. Рассеивается внимание и на компьютер, и на поиск музыки, плюс нужно уделить внимание человеку на том конце провода, задать ему вопросы, поделиться своей энергией. Еще я веду программу «Фитнесс-клуб», где я на протяжении 2-3-х минут рассказываю о здоровом образе жизни, о правильном питании и т.п. Мне нужно также найти информацию, подготовить текст, адаптировать его под аудиовосприятие, сделать его красочным и привлекательным. Сначала на это у меня уходило около 2-х(!!!) часов на двухминутную программу. Сложность была не в подготовке текста, а в том, чтобы начитать его, отрепетировать, чтобы не было никаких шумов, чтобы все звуки звучали правильно, и, самое главное, чтобы все звучало естественно, чтобы слушателям не было ясно, что я читаю текст по бумажке, чтобы было живо, естественно. На самом деле это очень хорошо различается, когда человек говорит сам, а когда он просто начитывает текст. Сейчас за час я уже могу подготовить 2-3 программы.

Какие смены тебе чаще всего выпадают?
Чаще всего я сижу за пультом во второй половине дня, а вести «утро» мне выпадает в субботу, пятницу и иногда в воскресенье. И еще, если кто-то из коллег просит подменить. У нас очень дружеский коллектив и мы всегда выручаем друг друга.
Мне сложно представить, как можно приехать на работу к 7-ми утра, будить слушателей и еще бодренько о чем-то рассказывать?
С одной стороны, да, это сложно так рано вставать и быстро включать мозг, но с другой стороны, утром классно, потому что начинается новый день. И в это время хочется дать людям по максимуму хорошего положительного настроя. Я представляю себя на месте людей, которые вот сейчас собираются на работу, куда-то едут, и думаю о том, что хотелось бы услышать в это время мне и таким образом веду эфир.

(На фотке слева, если кто не понял вид из студии MFM и по совместительству - радиопередающего центра. Отсюда станцию слышно вплоть до Валок и Купянска - прим.
То есть к эфиру ты приезжаешь уже собранная и подготовленная?
Бывает по-разному. И я могу не выспаться и в эфире быть вялой, и тогда, я уверена, это хорошо слышится слушателям. В таких случаях после отработанных в час выходов в эфир я могу подремать полчаса или 45 минут. В соседней комнате у нас есть пуфики, но, если очень хочется, можно отдохнуть и в кресле. Иногда бывает очень сложно.
А как радиоведущие, которые работают и ночью и рано утром добираются на работу?
Ну обычно руководство радиостанции заботится о своих диджеях и за нами приезжает такси. У нас есть определенное количество бесплатных поездок, которые оплачиваются рекламой определенной службы такси в эфире. Если использую положенное мне количество поездок раньше срока, добираюсь своим ходом. Здесь, главное, успеть воспользоваться общественным транспортом до 7-ми утра. (до метро около пятнадцати минут, однако еще надо до метро добраться - прим.
Тебе нравится свой голос в эфире?
Нет. Как и практически всем людям, мне не нравится, как звучит мой голос в микрофон или в другой записи. Но я уже привыкла к нему. А сначала мне постоянно казалось, что он какой-то наигранный, где-то детский и писклявый, возможно. Мне кажется, это никогда не закончится. Может я просто стану проще к этому относиться. Потому что, когда тебе что-то не нравится, ты делаешь попытки, экспериментируешь, пробуешь разные тембры и, в конечном итоге, развиваешься.
За время работы на радио ты уже придумала какой-то собственный стиль общения, ведения эфира?
Не знаю. Я еще этого не понимаю. Но я, однозначно, работаю над этим. Определенно, хочу создавать веселый, легкий и оптимистичный образ. Сначала я выделялась тем, что в эфире правильно говорила на украинском языке. Это, к слову, было очень нужно, потому что по закону в СМИ должно быть не менее 25% украинского продукта. Я тогда позволяла себе «шокать», употребляла слова, граничащие с культурными. Но у меня, однозначно, никогда не было никакой иронии, я не хочу высмеивать, у меня более легкий образ. Сейчас я веду эфиры на русском языке, несмотря на то, что отлично знаю украинский, думаю-то я все равно на русском, поэтому иногда бывает сложно переключаться и искать нужный аналог русскому слову.

Оригинал, напомню, взят у
Journal information