Metropost. Электродепо Московское. ТЧ-1.

Как и обещал, рассказ о одном из известных харьковских метродепо - электродепо "Московское".

Это исторически первое электродепо Харьковского метрополитена. Обслуживает Холодногорско-заводскую и Алексеевскую линию.

Википедия утверждает что депо расположено под московским путепроводом, однако это не правда, так как от путепровода до портала (вьезда к подземному участку) около 100 метров. Про район посёлка Евгеньевка - правда.

Депо обслуживает 26 километров пути Харьковского метрополитена из 39,3 км.



Итак, поподробнее, и справа налево.

Справа от основного здания парка, с точки зрения хранения подвижного состава, находится пробный путь. Начинается и заканчивается оно традиционными железнодорожными "призмами", попросту называемые насыпями. Пробный путь является электрифицированным.

Пробный путь связан с линией один раз, и является единственным способом развернуть вагон в Харьковском метрополитене (не сменить кабину как это обычно происходит, а полностью развернуть вагон). Этот оборотный круг называется трансбордер. Ниже на фото ближний к порталу конец пробного пути, оборотный круг, и съезд к основному путевому развитию депо.



На фото выше видно две из трех достроенных в 1978 году смотровых канав (также употребляется разговорное "неф" - крытые парковые пути, на которых и происходит основное техобслуживание и отстой составов). В каждую из канав может поместится 2 поезда по 5 вагонов, то есть такой блок в длину очень большой - около 240 м.

Взглянем крупно на здание всех канав (а депо - это не только это здание). Смотровых канав всего 19.



16 из них были построены в 1975 году из них две не используются (если верить предназначению) для отстоя вагонов. Они находятся слева по кадру - и используются для ремонтируемых составов.

Дальше - самое сердце депо - так называемый "веер", основа путевого развития депо. Именно "веер" позволяет ввести состав на нужную канаву, и иногда состав бывает не один. Веер помогает в маневрировании (пересцепке) вагонов. Так как некоторым вагонам уже за 35 лет - это очень важно, ведь из-за одного неисправного или ремонтируемого вагона не стоять всему составу. А в парке, таких старых вагонов 140. Кстати, там и Еж3 и Ема-508Т. Данная модель становится все более раритетной. Вот, например, одними из таких в Москве рулит товарищ metroelf. Но эти старые экспонаты на фото появятся чуть позже, для того чтобы я мог рассказать еще более крутой факт о постояльцах этого парка.

В Харьковском метро эксплуатируются пятивагонные составы 81-718\81-719. В Ташкенте, это второй город где они есть во всем мире, часто ездят четырьмя вагонами. При этом в Харьковском метрополитене есть два вагона, которые были произведены под формат 81-718 уже после прекращения производства данной серии.

Кроме того, как я уже говорил, в данном депо обкатывался первый образец отечественного асинхронного метропоезда.

Взглянем налево и узреем територию мотодепо. Мотодепо в Харькове два и там обслуживаются служебные метровагоны-дрезины на дизельной тяге. В дневное время они попросту не появляются на линии, так как они не оборудованы системами сигнализации и попросту небезопасны.



В ночное окно ток напряжением 825 В с контактного рельса снимается, и пускают поезда на дизельной тяге. Для тех кто не понял, что такое "контактный рельс" - это такая шина рядом с рельсами по которой поезд и получает ток. На фото выше, справа от ближайших путей. По рельсам, которые мы видим с платформы течет только информация систем авторегулирования скорости. Левый рельс по ходу движения - это "минус" цепи. Ток постоянный.

Вернемся к служебным вагонам, а точнее к дрезинам. Чего они только не делают ночью. Так как обычный поезд попросту не поедет - "света нет", то рабочих в метро ночью на всех 26 километрах закрепленных за этим парком возят на дрезинах. Возят рельсы, кабель, строительные инструменты и материалы. И даже моют тоннель от пыли, в целях гигиены перевозок.



Ночные трудяги, кстати расположились на пути связанном с основной железнодорожной магистралью. Ветка называется гейтом. Депо имеет соединительную ветку со станцией Харьков-Балашовский для передачи вагонов метрополитена, перевозимых по железной дороге. На дальнем плане поворот к ней.
И кстати, не сильно удивляйтесь, если на железке вы увидите метросостав, вцепленный в грузовой. Так их и возят. Размер рельса одинаковый с ЖД - 1524 мм, для сцепки с грузовым составом, используют специальные платформы с разными сцепками.
В последний раз ветка, насколько я знаю, использовалась в июле этого года, когда в наше метро приезжал на обкатку новый состав украинского производства. Видел лично. И состав видел на линии. Видео есть, жуткого качества.



"Хм... А что это за серое и красное кирпичные здания между депо и мотопарком?" - интересуется Никита Васильевич Задрыпченко из с. Нижние Пупки, Крыжопольского района.

Отвечаю: это комната отдыха и диспетчерская, отсюда один из самых лучших видов на парк. И тут же имеют заслуженный отдых и машинисты. У них работа заканчивается настолько поздно, что на метро домой не уедешь. Правда и начинают отдыхающие в депо одними из самых ранних.
На ближнем плане, серый ангар - то самое мотодепо.

Я уже собирался уходить, но тут приятный подарок. Помните, я выше говорил о старых 140 вагонах, отработавших более 35 лет? Сейчас я расскажу обо всем пути из депо до линии.

Составы стоят на крытых смотровых канавах. Пути внутри без контактного рельса, однако на него составы выводятся специальным высоковольтным шнуром, так называемой "удочкой".



Вагон вышел с канавы и отсоединяется от удочки, дальше он едет уже на контактном рельсе. Трогается он лишь по пригласительному (белый) или разрешающему (зеленый) сигналу светофора.



Выезд с 10-й канавы, это еще не линия, так как на гейте много стрелок - быстро особо не разгонишься. А если еще и выехал по пригласительному, то и ограничения по скорости есть.



Ждет пригласительного сигнала на гейте.



Тихо стрелками шурша, Едет Ежик неспеша.



- Как мне на Московский проспект проехать?
- Прямо и налево в тоннель.

Если не в шутку, за это время машинист настраивается на 6 часов переменной темноты и искусственного света. Кстати, негласный запрет (по правилам запрета нет) на фото в метро произошел от негативного влияния вспышки на перегруженные глаза машинистов. Поэтому в метро не рекомендуется фотографировать со вспышкой - можно заслепить машиниста, а это грядет печальными последствиями.



Последняя наземная стрелка уже под колесами, следующая - у станции Московский проспект, ее слышно после станции если ехать на ХТЗ (и перед станцией если в центр).

А дальше... А дальше труба. Тоннель.



Видео заезда в тоннель - будет громко!


Ну вот пожалуй и все. Внешнее знакомство с депо закончилось, о внутреннем даже мне приходится мечтать...

Задавайте ваши вопросы в комментариях, я попробую на них ответить. Спасибо за внимание, и до скорого!



Карта проекта "Как зарождалась станция..."
Tags:
promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
Каким макаром, Костя? Я уже трудоустроен. Это у тебя там все схвачено:)
Мне бы во втором побывать, там вообще шикарный вид, а если блогосферу толкнуть на завод Вагорев...
Ну да, на Юнгородок можно доехать. Главное до Самары добраться:) Это если в шутку.
А если всерьез - спасибо за ссылку - круто.

Edited at 2013-04-07 06:37 pm (UTC)
Кирилл, спасибо
Как всегда интересно и познавательно
забрал к себе в ЖЖ
Да ну, по любому?! А зачем тогда стоят светофоры группы Д за канавами? И зачем тогда набор светофоров до светофора Г?! 15 км\ч ограничение при зеленом сигнале, а есть еще и белый!

Edited at 2013-02-20 02:43 pm (UTC)
Да несомненно, но привет диспетчеру передать придется. С колпачками.
В Электродепо "Московское" согласно ПТЭ, проезд сигналов Д1...Д19 (как некоторые неправильно пишут Д3...Д19, т.к. выезд с мойки и ремпутей тоже по пригласительному) ограничен 10 км\ч. Прохождение путей за светофором ГА, ГБ ограничивается скоростью 15 км\ч.

Зеленого сигнала на группе Д нет, там только лунный, и он подразумевает 10 км\ч. А так как в депо нет единой АРС (ХЗЛ на МАРС, а АЛ на Днепр) то и разговоров о АРС быть не может.