akirich_pcroom

Stadler B85300М Мятеліца теперь в Харькове!

Если вы помните, то на 115-летие трамвая я делал подводку, мол, кое-что крутое привезут. И вот привезли. В посте, покажу все, что увидел сам. Правда видео я выложу позднее. 

Штадлер Мятелица имеет такое интересное название потому что это линейка трамваев производимых в Беларуси. Но надо сказать, что несмотря на это — концерн Швейцарский и уровень производства гораздо выше, чем у большинства производителей в СНГ.

История данных вагонов началась еще при Белкоммунмаше, ведь он делал предшественника — БКМ 84300. Такая машина работает в Киеве на Левом Берегу и в Питере на тройке. С началом партнерства между БКМ и Штадлером, швейцарцы доработали модель, которая на выходе получила индекс B853. Почитать как это было можно у mostovoy тут.  В итоге серия выросла в 4 модификации:

  • B822 — двухсекционная версия, четыре двери, 31 сидячее место.
  • B853 — базовая версия, наш сегодняшний гвоздь программы, три секции, средняя секция короткая. 58 сидячих мест, стоячая максимальная вместимость (8 человек на квадрат) — 254 человек. 4 двери.
  • B856 — тоже самое, но 5 дверей, широкая средняя секция, и всего на 6 мест больше.
  • B877 — пятисекционная версия, 6 дверей и 104 сидячих места.

Вагон прибыл в Харьков 7 сентября 2021 года, но у него богатая история эксплуатации. Это выставочный образец, и если в Харьков начнут поступать вагоны Штадлер — этот могут и не оставить.

В мае 2014 года вагон сдали на заводе Штадлер Минск в пригороде белорусской столицы Фаниполе. И пару дней сначала демонстрировался на Минск Арена. Затем его отправили демонстрироваться в Берлин на InnoTrans. Проводя аналогию с ИТ, данная выставка как MWC или CeBIT. В феврале 2015 данный вагон попал в Москву в депо Баумана и работал на 17 маршруте (т.е. мимо знаменитой Останкинской башни). Потом — в Самару, где проработал почти год.

В 2016 году имел трехмесячный «отпуск» на заводе, за время которого вагон обновили. Для понимания — можно посмотреть пост Дмитрия Рогачёва dmrog. Он его снимал в Москве еще до доработок, и можно увидеть отличия внутри и снаружи. Даже шильдик производителя поменялся, и теперь стеклоочиститель его практически не загораживает:)

В мелочах машина постоянно преображается. Ручки, свет, стоп-кран.

Еще 9 месяцев вагон проработал в Краснодаре, а потом отправился снова в Минск на доработки. После — снова в Россию, и на этот раз в Питер. И в этот момент белорусскому заводу улыбнулась удача — частная концессионная компания заказывает 856 серию под проект «Чижик». Надо признать, что в Питере у него было мелкое ДТП (примяли «нос»), но это заводской образец, и страдал он не только в авариях. 

Мало кто заметил, но у трамвая стоят разные пантографы над кабинами. Над задней Stemmann-Technik, а над передней уже местное, белорусское решение.

Для завода — это наработка опыта, и именно поэтому сначала присылают демонстрационный образец на испытания. То есть то, что изначально не было локализовано — локализуется на демо-образце и продвигается дальше. Это вам не Богдан, который продает одинаковую 701 серию уже 12 лет.

Ах, кстати, в 2019 году вагон снова возвращается на завод на доработки и наконец-то колесит с пассажирами в родном Минске.

Смешно сказать, но я третий, кто обозревает этот вагон в ЖЖ. Вот еще один пример взросления, пост minskblog.

Там прекрасно видно, что стекла еще старого образца — прозрачные. В Харьков машина пришла уже с тонированными стеклами белорусского производителя. 

Примечательно, но завод постоянно ищет партнеров, но из-за высоких требований по качеству — дело движется не всегда хорошо. У швейцарского концерна внутренние нормы продукции жестче норм ЕС. 

Как я говорил, с начала сентября и по начало октября вагон был в Харькове — проходил сертификацию и наладку. В конце сентября — начале октября был первый выезд в город, и трамвай «с мешками» проехался на Ивановку, Лесопарк и Залютино. Именно поэтому в качестве маршрутов для тестовой накатки выбрали именно 1, 3 и 12 маршруты. Обещают на линии с завтрашнего дня, 7 октября. Жаждущие крови, конечно ждут его на 6 или 27 маршрутах, а один мой знакомый — сильно хотел увидеть вагон на убитых стыках на ХТЗ. 

Ну а я прокатился сегодня, 6 октября. Такая странная дата, т.к. презентацию приурочили к подписанию меморандума между горсоветом и компанией Stadler Rail.

Утром, около 11, вагон медленно выкатился на проспект Независимости.

А уже ближе к двенадцати мы выдвинулись далее по 12 маршруту.

Пройдемся по салону. В трамвае сразу два сочленения. Мы трамваев с сочленением с 1991 года не видели, а тут сразу два.

Место для людей с инвалидностью и маломобильных лиц.

В салоне ручки из кожзама с металлическими накладками. Про прочность не скажу, но эластичность у них явно выше чем у пластиковых.

Вагон — в двухсторонней комплектации, то есть у него две кабины и двери на обе стороны движения. С левой стороны из трамвая я еще не выходил:)

Это вид на задний пульт, отражение салона и моей камеры в стекле:)

Весь салон 100% низкопольный, но все же есть небольшие перепады высоты. Но, в отличии от «корытополов» — тут мосты портального типа и нет необходимости подымать пол в местах расположения тележек.

Все наклейки перед началом эксплуатации перевели и приклеили на свои места. 

Вот этот оператор справа, сантиметров на 20 ниже меня и он прекрасно вписался с пассажирской. Поручни тут просто бомбезные с позиции размещения. Ударится головой как в Электронах или Богданах, тут можно разве что намеренно подпрыгнув или затаранив:)

Пока Богдан не может освоить нормальные USB-порты в салоне, в Метелице стоит помимо двухамперной зарядки еще и полноценная розетка 220 вольт. Питерцы в аналогичном вагоне кипятили воду в чайнике. Это нарушение лишь правил пользования, но как видим — в техническом плане можно сделать нормальное питание как минимум гаджетов.

Тестер не брал, но теперь помимо USB-тестера, прийдется брать как минимум «барьер» (ватт-метра у меня нет). 

Драпировка с торговым названием вагона. Тут она как пример, т.к. каждый заказчик её заказывает в своем стиле.

Печка размещена адекватно — в самых высоких точках, даже если занесет снегом, вода не попадет в отопитель. Хотя стремно за вагон в случае потопов, ливневки у нас часто чудят.

Участникам форума выдали стилизованные билеты.

Людей на самом деле было не так много как кажется — дело в том, что не все сидячие места были заняты.

Экран бортового компьютера лаконичный. Удивительно, что вольтаж ровно 550В, хотя вагон рассчитан от 400 до 700 В. Ниже под вольтметром — гребенка позиций — семь ходовых и семь тормозных. Слева от неё спидометр и одометр. Снизу на схеме показано состояние элементов вагона —  двери, пантографы. Справа видна забортная температура — 11 градусов. 

Мы проехали от Харьков Палаца до Лесопарка и обратно. Удалось пообщаться с представителями завода. Показали местные рельсы, но даже после всего увиденного — были оптимистические настроения.

Сейчас представители ездят по всей стране, недавно были в Кривом Роге. Насчет КВСЗ заявили, что душить не планируют, т.к. выгоднее развивать партнерство, чем конкуренцию.

И на этом пост подходит к концу — в отличии от обкатки, и к теме штадлера на харьковских рельсах, я еще обязательно вернусь.


promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded