akirich_pcroom

Category:

Муниципальные автобусы Карсан.

Месяц харьковскими улицами возят пассажиров автобусы Карсан. Какие недостатки есть в муниципальных автобусах, и есть ли достоинства?

Вообще данную публикацию надо разделить на несколько составляющих, потому что и ответственность за достоинства и недостатки стоит делить. Не всегда производитель виноват в том, что что-то не работает. Есть эксплуатанты, операторы, организаторы. 

Про, собственно, автобусы

Но с Карсанами нам дали познакомится заранее, и как я говорил у меня было позитивное первое впечатление. И Джест, и Атак не наихудшие машины, потому что есть продукция завода Богдан с которым можно сравнивать все в позитивном ключе. 

Карсан АТАК на 17 маршруте.
Карсан АТАК на 17 маршруте.

Первыми в Харькове заработали именно большие Атаки, и все недостатки с презентации оправдались полностью. И даже больше. Даже в довольно крупном Атаке у меня не умещаются ноги на задних сидениях. В маленьком Джесте дело обстоит еще хуже, и таких мест еще больше.

Достоинств, и у Атака, и у Джеста, по моему личному мнению, всего несколько — это полунизкопольные автобусы малой вместимости. У них есть современная задняя и передняя оптика, сравнительно неплохой свет в салоне.

Карсан Джест на 89 маршруте.
Карсан Джест на 89 маршруте.

Выставочные образцы, как и в продукции отечественных производителей, имеют явную прилизанность, и турки тоже косячат в сборке. Я вот решил воспользоваться поручнем в одном из Атаков и порезался о заусенец на пластиковой стоп-кнопке. Потом понял, что беда классическая. Но, к чести производителя, все резьбовые соединения промаркированы краской, хоть чуточку заботятся о дальнейшем обслуживании.

Салон Атака.
Салон Атака.

Крупнейший косяк и Джеста и Атака — вибрация от силовой установки. В Атаке ситуация хуже, в Джесте она менее заметная, но она ощутима. Именно из-за этого людям со слабым вестибулярным аппаратом я не рекомендую садится сзади, и тем более с правой стороны. 

Если говорить за компоновку сидений в Атаке, то тут уже явно не поместится 50 пассажиров, так как проем между сидениями в низкопольной части маленький. А сзади — две ступеньки, и невысокая крыша. Мне, например, при выходе со свеса приходилось пригибаться и в Джесте, и в Атаке. В последнем, кстати, место съедает еще и напольная печка расположенная в низкопольной части.

Ремни на поручнях не зафиксированы жестко, но и не ездят по поручню, ибо не имеют люфта. Это плюс. Даже на передней арке нет проблем с одним из ремней — он не будет бить в лицо если его отодвинуть. (Классическая болячка всех Богдан А601\Т701 — там ремень съезжает назад)

Дверные проемы в Атаке достаточно широкие, но на первой двери плохо продуманы поручни. За дверь держатся не всегда устойчиво, а поручень на торпеде слишком низок — из-за чего можно довольно легко и непринужденно улететь в лобовое. С задними дверьми особых проблем нет. Жаловаться на отсутствие автоматического пандуса — бессмысленно, в городе нет достаточной инфраструктуры, чтобы эти пандусы работали полезно штатно. Минусом задней площадки можно назвать неудачное расположение валидатора Е-тикет. Как раз над той самой печкой, хотя значительно удобнее было бы разместить его у двери. 

Работа вентиляции в большом автобусе — не замечена. Форточки в большом бусе сдвижные, но по правой стороне особого желания их открывать нет — слишком шумно.

В Джесте салон отличается кардинально, т.к. там гораздо меньше низкопольная площадка, и стоять у сидений попросту негде. Самих сидений существенно меньше, чем в выставочном образце (если мне не изменяет память, то вместе с «штурманским» должно быть всего десять).

Но и в низкопольной части у двери стоять будет неудобно. Для выигрыша по части пандуса, там сделали наклон.

Вообще Джест — это довольно интересная попытка сделать из мухи слона, т.к. сделана эта машина на базе Fiat Ducato 3-его поколения . Он же Peugeot Boxer 2 (самые новые «скорые» на базе этой машины), он же Citroen Jumper 2. Прикиньте, но в этой странной родословной даже ГАЗель Нэкст затесалась, которую в последствии начали собирать еще и в Турции.

С Джестом на самом деле все очень еще хуже по компоновке, т.к. там восхождение на Эверест можно совершить не только в хвостовой части, но и в кабину. Штурману надо преодолеть целых четыре ступеньки, а водителю для входа из салона — пять. Как и на презентации — минус за горизонтальные поручни — они слишком низко. Не хватает одного вертикального поручня со стороны водительской перегородки. Сама перегородка шатается с учетом динамики этой машины.

И если в Атаке неудобство стоячих более-менее компенсируется сидячими местами, то в Джесте — сидячих мест для высокого человека всего четыре. Штурманское, два ближних к проходу в первом ряду после двери, и место в проходе. Даже с учетом всех извратов насчет родословной — это минус.

Как и в большом брате — вентиляция не ощущается, но вот форточки не вызывают дискомфорта при открытии. Это плюс, потому что даже в именитых производителях придумывают ненадежные решения, вместо проверенных временем.

Про комплектацию

Помимо озвученных достоинств, комплектация автобусов довольно скудная. 

Нет кондиционеров. 

С завода зажали толковую инфосистему. Уже в Украине её допиливали установкой модулей Гранато. В итоге в автобусах маршрут прописывается сразу в трех местах. На переднее (и в больших - боковое табло), в голосовой информатор\бегущую строку и в контроллер е-тикет.

Более того — в Атаках зажали установку заднего табло электронного маршрутоуказателя. Судя по фотографиям из Баку и сравнения с нашими машинами — его просто там нет. 

В маленьких Джестах — даже места под заднее или боковое табло не предусмотрено. А большое табло спереди на машинах в Бекляне, Румыния пришлось «колхозить».

На одной из встреч с Тереховым я задал вопрос касаемо заднего табло представителю департамента (главе одного из КП) и получил ответ преемственный перлу Евгения Наумовича. Тот ответил, мол зачем GPS-трекеры доустанавливать, есть же етикет. В этот же раз глава КП заявил, зачем табло, если есть GPS-трекинг.

Я, с колокольни разработки одного из сервисов для трекинга, мог бы и промолчать, но... 

  • Во-первых, нередко данные о номере маршрута и выпуска подают с ошибками — в первый день работы 31е маршрута (тот который на Даниловке) в трекинг забили не ту машину. 
  • Во-вторых, когда ты видишь на остановке автобус и не знаешь бежать тебе или нет — это напрягает, до телефона с трекингом тебе нет никакого дела. 
  • Ну а, в-третьих, далеко не все харьковчане имеют смартфоны для отслеживания, а табло у нас немного.

На профильном форуме сообщают, что вторую систему от Гранато внедряют и даже есть машины которые с ней работают, но за месяц эксплуатации я ни одной такой машины не встретил.

Про эксплуатацию

Повезло увидеть и Джесты и Атаки после двух-пятигодичной эксплуатации в двухстатысячном Бургасе. Там все закончилось на 9 машинах — 6 Джестах и 3 Атаках. И эти машины работают только на 9 маршруте. 

Маршрут похож на харьковский 119 — через весь город, но отличается малым количеством пассажиров. Помимо Карсанов, там еще 5 Anadolu Isuzu Novo (аналог наших Эталонов А079). Они не возымели спрос, и не стали заменой для 12 и 18-метровых Solaris Urbino, коих в городе более 50 машин.

Один из электрических АТАКов прямо на маршруте сгорел в Румынии. Машина отработала меньше года. Местные считают, что виновата проводка. 

Наши же водители пожаловались на зумеры оповещения закрытия дверей и работу блокировки открытия дверей на ходу. Особенно болезненна ситуация на Атаках, где бесконечный писк и щелканье рядом с водителем на первой двери. Громкость зуммера отрегулировать невозможно, машины на дилерском обслуживании.

Про организацию

Нет ни единого хорошего слова про организацию маршрутов. Пуск и обслуживание маршрутов сделано спустя рукава и с отсутствием координации внутри департамента. Складывается впечатление, что исполнителей подгоняют, причем не всегда оправданно.

Первые дни автобусы работали с бумажками на стеклах вместо информации табло, и действительно — инфосистемы не успевают прошивать под очередную хотелку департамента и исполкома. Нахрена вы запускаете имиджевый проект, если он не готов? Если он не обкатан, если не исключены детские болезни?

Отдельно за етикет надо вкинуть — оплата в автобусах только по етикету. Только вот не у всех есть карты, и далеко не везде их можно пополнить. Наземных терминалов всего 180.

С автобусов начали обкатку разовых билетов. Я умудрился купить билет одним из первых, и водителя это повергло — он не знал, что с ним делать, как валидировать (в автобусах нет сканеров QR).

За оплату наличкой водителей увольняют. А платежеспособная аудитория с визой или с налом — могут разворачиваться и уходить к частнику. В итоге наличкой рассчитываются с другими пассажирами, а они — своим етикетом.

Наиболее позорно ситуация раскрутилась в сторону 50 маршрута. Там народ до сих пор жалуется, что до Пятихаток на ПТСах можно и не доехать, и получить пеший хайк от польского мемориала. Департамент решил проблему радикально (деградируя) — пустив карсаны по троллейбусному маршруту.

Про обкатку вкину особо, потому что спустя три недели после пуска 17е маршрут останавливался на уже не существующей остановке на Проскуры у клумбы. Потому что новая остановка была еще не готова, а старую еще не снесли. 

На 272 маршруте первое впечатление было испорчено игнорированием водителем нескольких остановок. А остановка 606 микрорайон, которую примарафетили перед открытием автобусного маршрута, как оказалось, габаритно не соответствует работающим на маршруте автобусам. Анекдотично то, что трамвайная остановка напротив, после реконструкции путей — ровно в таком же положении.

К моменту публикации известно о 3 ДТП в которых поучаствовало 4 новые машины.


Итого, хлипкая тройка. Позорный и стыдный результат, при сравнительно неплохом инструменте. 

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded