akirich_pcroom

Category:

115 лет Харьковскому электрическому трамваю. Выставка

Прошла неделя, а я так и не смог завершить большой пост с выставки прошедшей в прошлое воскресенье. Исправляюсь. Отдельная благодарность Ярославу за фотографии. Пока я катался — он подснял много хороших ракурсов.

Надо сказать, что в предыдущей части я рассказывал о параде, предшествующем выставке. И в данной публикации его тоже немного будет. Потому что в рубрику «Второй экран» я загрузил видео с парада. Заваривайте чай с печенюхами, т.к. там почти полчаса видео.

Надо сказать, что с прибытием и.о. началась торжественная часть мероприятия, во время которой наградили лучших сотрудников трамвайных хозяйств Харькова. Но я постараюсь далее поменьше политики. На мероприятии был Водовозов, но я не хотел портить настроение ни себе, ни окружающим. К тому же еще и ребята газеты по ситуации с Веснина раздавали, а с их политической позицией (хотелось бы верить — с нейтралитетом) я пока не разобрался. 

Первый экземпляр харьковского трамвая пообещали в сентябре. Ну а пуск троллейбусов на Грицевца, и так знаете, уже состоялся в течении недели. 

Слева на стенде обновленный рендер трамвая. Уже не C5, который пытались втюхать Киеву.
Слева на стенде обновленный рендер трамвая. Уже не C5, который пытались втюхать Киеву.

Обещают еще на Жуковского и на Горизонт. Хорошо что идиотизм с 18 троллейбусом по Отакара и с 34 по Героев Труда не состоялся. Жаль что не дожали маршрут к ст. Рогань — хотя была бы прекрасная пилюля к посещению Тереховым Агромола, и других предприятий пищепрома, которые в тех краях. Все, дальше выставка без отходов в сторону.

Вот кстати, помимо выставки вагонов, была еще и выставка моделей. Тут взрослым было трудно соблюдать правило «Руками не трогать», не то что детям. К чести организаторов, каждый экспонат получил подробное описание. Хотя я вот с трудом могу точно перечислить каждый — самый дальний 71-88 ЛМШ-72 (двухсторонняя версия рельсошлифовального вагона на базе ЛМ-68, редкий представитель трамваев сделанных на Неве), Tatra Т3SU, Ф (фонарный, надстройка на крыше — световой фонарь), РВЗ-6, СП («трамвайный самосвал»), МГП (моторно-грузовая платформа), ПМ (поливомоечный) и путеизмеритель ПВ-2. Причем последний — был представлен и моделью и в живую. На ближнем плане модель, а на дальнем за деревьями — его прямой прототип. ПВ-2 был пассажирским вагоном 844, и недавно история замкнулась.

Иронично, но пока Ярослав снимал фото — я снимал видео. Обычно наоборот:) Начну со своего материала, а тем кто не может или не хочет смотреть мои рассказы — добро пожаловать далее в материал.

Я приехал поздновато, снять сотку без людей было трудно еще на первом круге, но вот что получилось.

Вагон Х №100 был восстановлен из вагона СХ-1, сделав еще один разворот из пассажирского в служебный и наоборот. 

Надо пояснить, что Х был Харьковским не потому что его делали в Харькове, а потому что Харьков стал первым городом его эксплуатирующим. Столице требовались новые линии, т.к. она росла огромными темпами, к тому же перешивалась колея на 1524 мм. Первые вагоны делались на Метровагонмаше. История продолжилась тем, что вагоны пришлись по душе в Москве, но там пассажиропотоки были в разы выше, плюс существовали трамвайные пробки. Так появились прицепные вагоны М.

Водительский пост в вагоне Х. Слева направо: рукоятка ходового контроллера ("кофемолка") и реверсивная рукоять, по центру двери, предохранительная сетка и тормоз, справа ручник. На полу педаль звонка.
Водительский пост в вагоне Х. Слева направо: рукоятка ходового контроллера ("кофемолка") и реверсивная рукоять, по центру двери, предохранительная сетка и тормоз, справа ручник. На полу педаль звонка.

Нынешний пример, кстати не совсем исторически верный. Дело в том, что вагоны Х были двухсторонними. 

В реставрированном вагоне второй пост водителя и двери по левому борту не восстанавливали — в Харькове попросту нет челночных маршрутов, а двери на левую сторону в нынешнее время для пассажиров небезопасны.

Привез вагон №100 еще один представитель серии МТВ-82 — ВТП-3 (вагон технической помощи №3). Это переделка МТВ-82 в двукабинный. Тут уже есть отличия, например, татровские окна по бокам. Сам же Х недавно ездил по Салтовке самостоятельно, но что-то пошло не так. Надо понимать что раме и тележке вагона порядка 90 лет и любой выезд на линию это стресс. Хотя вот его тащит такой же «пенсионер», которому почти более 60 лет. И этот 60-летний таскал и вагоны из 70-х, и из 80-х, и из 90-х, и даже с 2010-х.

Т.к. МТВ-82 также имеет огромное количество агрегатов с питанием пневматической системы, то и управление не сильно отличается. Из того что могу вспомнить — это электрический звонок вместо механического.

Внутри служебного вагона свой особый рабочий уют. Диванам не удивляйтесь — вкалывать и по ночам приходится. Плафоны от вагонов конца 80-х, начала 90-х — от T6B5.

Старейший пассажирский вагон марки Tatra T3 в представлении не нуждается. Повторятся не буду, кому интересно — можно почитать или посмотреть тут.

Снегоочиститель ГС-5 Куйбышевского завода. Эти вагоны чистят город зимой от снега, этот работает в основном на Салтовских маршрутах.

Хотя не в естественной снежной среде, я его видел не впервые. Тоже себе такой парад:)

Его «брат» в свое время мне очень удачно попал в кадр.

МТВ как обычно в кадре.

Этот вагон я показывал месяц назад, можно посмотреть там.

Один из трех вагонов Т3 ВПНП тоже был на выставке. Кстати — редкий вагон с полупантографом.

Т6А5 появились в Харькове сравнительно недавно. Первый день на линии тоже в блоге был показан.

Ярослав подснял интересный ракурс, который обычно игнорируется теми кто в теме по причине особенностей позиционирования в кадре. Но именно таким кадром довольно просто показать работу системы многих единиц — сцепки из двух вагонов. В Харькове работало и по три, но времена прошли — это было минимум 20 лет назад.

Сверху (в кадре не видно) высоковольтный кабель, который позволяет не подымать пантограф во втором вагоне. Ниже и в кадре — сигнальный кабель системы управления — именно благодаря нему оба вагона разгоняются и тормозят синхронно, открываются двери во втором вагоне. Ниже аварийный трос, и основная сцепка «рукопожатие», зафиксированная на два «пальца». 

В целом — отличное мероприятие. Спасибо организаторам, предприятиям и городским властям за такую тему. 

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded