akirich_pcroom

Category:

115 лет Харьковскому трамваю. Поездка на МТВ-82

3 июля 1906 года на харьковские улицы впервые вышел электрический трамвай. В Харькове решили отметить юбилей выводом на пассажирскую перевозку вагона МТВ-82 на 12 маршрут. Что за вагон, как все прошло, и небольшой экскурс в историю — далее в публикации.

Первый харьковский маршрут электрического трамвая пошел от биржи (ныне — Павловская площадь). Далее по Костюринскому и Подольскому — пересекал реку Харьков и поворачивал на Харьковский переулок. С начала 70-х этого переулка не существует. Далее выезжал на пер. Сидельниковский, а оттуда на ул. Змиевскую (ныне пр. Гагарина) и оттуда по Плехановской доезжал до Петинки (ориентир на нынешнее время — подъезд к Балашовскому мосту со стороны стадиона).

До конца 1910-х трамвай ходил одновременно с конкой, в 20-х вагоны конки использовались как прицепные.


Вагон, представленный на маршрут появился в Харькове уже в 50-х годах, по данным СТТС — 1952 года выпуска, изначально имел номер 844. На линии он проработал 18 лет (поехали в 1953), и еще 35 лет как служебный. Своим сохранением он обязан хорошим отношением работников трамвайной сети — с приходом Татр МТВшки не списывали, а переделывали в служебные. Татры в 60-х и 70-х не были так просты в обслуживании и в служебную технику перевели надежные и зарекомендовавшие себя машины. Уходить на Татры не хотели. 

Так, например, 055 до переоборудования был путеизмерителем ПВ-2. Его доработали и в раму кузова вварили пару рельс для прочности. И помимо 055 в Харькове работает более десятка служебных МТВ-82: два сварочника (ВП-1, СВ-10 и еще один на ремонте), два вагона техпомощи (ВТП-3 и ВТП-4, ВТП-2 отстранен от работы), 8 моторно-грузовых платформ (и две отстранены).

Вагон ВЭ-1 (электростанция, списан в 2015), снимался на харьковских улицах в фильме с рабочим названием Родное в 2002. В прокат фильм вышел с названием Русское в 2005 году. 

055 в текущем исполнении появился на харьковских улицах в 2006 году, наряду с еще одним экскурсионным собратом — вагоном Х №100. Правда сотка построена на оборудовании вагона СХ №1 и по сути является репликой, а МТВ-82 почти полностью сохранил оригинальный кузов, пусть и получив кардинальные отличия в салоне.

Кстати, не отходя от темы харьковских экскурсионных вагонов — надо сказать, что сотка умудрилась дважды попасть на одесские рельсы. Там она снималась в сериале  «Ликвидация» Сергея Урсуляка (почти сразу после постройки), и в художественном фильме «Солнечный удар» Никиты Михалкова «Дома» №100 снялся в фильме «Дау». 

У самого же МТВ-82 очень интересная история. 82-й получил свой номер из-за завода в Тушино, на котором он производился. Как и прямые автобусные и троллейбусные собраты номер в его названии указывает на номер завода. Но это еще не все. Дело в том, что первые МТВ-82 были... сделаны из троллейбусных кузовов МТБ-82. В Харькове работали только вагоны с «поздними» кузовами.


Я в мероприятии участвовал не изначально, и попал лишь на последний тур. Но я до этого в МТВ-82 не ездил (не везло мне с подобными мероприятиями), так что для меня это был новый опыт.

Если говорить за отличия, то например, салонные двери, двери в кабину и перегородка кабины от Татры Т3, сидения от Татры Т6Б5. Привод дверей от РВЗ-6, но это не совсем жесткое отличие, т.к. и у РВЗ-6 был пневматический привод дверей. Бамперы, кстати, тоже не оригинальные, но тоже от старой машины КТМ-1. Освещение салона восстанавливали по максимуму, но оно не является аутентичным по положению светильников — в задней части, над накопительной площадкой светильника не было.

Сверху у вагона помимо раздельного указателя маршрута и трассы есть два окошка для софитов — специальной системы указания маршрутов при помощи двух фонарей с цветными фильтрами. В Питере — эта система работает до сих пор

Людей в салоне было много, даже несмотря на то, что поездка была платной. Правда цена была как на обычном 12 маршруте — 6 грн.

Двери, как я уже говорил, пневматические. Открываются без лишнего шума редуктора, т.к. каждой створкой управляет свой накопитель.

Еще одна особенность — не цельносварной кузов, а клепанный авиационный алюминий. Такие трамваи строили до 60-х годов, когда их сменили ленинградские и чешские машины.

В салоне нет люков на потолке, хотя на самом деле с учетом больших окон они не особо нужны. На полу — деревянные ламели.

В отличии от более современных машин, здесь установлен бугель, и токоприемник управляется точно так же как и у троллейбуса — за веревку снаружи салона.

В салоне фотографии музейных вагонов и фото из истории харьковского трамвая и конки.

В салон выведен микрофон с тангетой.

На конечной у вагона не было отбоя — многие хотели сфотографироваться.

Сзади лючок, в который ставится нога водителя, если онному понадобиться подняться на крышу.

Основное отличие от современных вагонов — окно открывается снизу, а не сверху и крепится на защелки. 

Похожая схема представлена в электричках ЭР2.

И все же «Сумской» испоганили LED-экраном над входом.

Клочковский спуск — элемент особого мастерства. По уклону водителю постоянно надо «подыгрывать» тормозным краном. На фото вагон заторможен полностью, так что руки у ручки слева нет.

Черные ручки — это управление пневматическим стеклоочистителем. Откручивая их в поршень стеклоочистителя попадает воздух и по окну бегут щетки. Но можно их почистить и вручную — покрутив соответствующую ручку над окном. 

Слева находится тормозной кран, а справа огромным колесом, аналогично вагонам метро Еж3 расположился ручной тормоз.

Особо непривычно ездить в этом вагоне с той точки зрения, что тут совершенно другие колеса. Во-первых, вместо электродинамического и магниторельсового тормоза — тут пневматика. Вместо здоровой железяки тут только тяги тормозов. Отличается и подвеска, она более жесткая.

В кадре ниже — контроллер машиниста (из-за схожести поворота в народе названный «кофемолкой»). Справа на краю — реверсивная рукоятка. 

Сверху автомат. Большинство оборудования вагона — высоковольтное, так что безопасность энергоснабжения очень важна.

Вот такая вот поездка. Если у вас нарисуется возможность — обязательно ею воспользуйтесь!


promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded