akirich_pcroom

Categories:

Выставка к 82-летию пуска троллейбуса в Харькове

На этапе съемки, я понимал, что отобрать лучшее из 400 фото проблематично, и уже не та хватка, чтобы делать два поста по 200 фото, поэтому на сегодня я оставил выставку. Причем здесь только троллейбусы. Будет удивительно, но про трамваи, железнодорожное и про метро будет еще позже, потому что там тоже масса фоток, и их не стыдно показать.

Первое, и самое главное, что не каждый раз можно совершить человеку не работающему в депо — это познакомится с кабинами водителей. Я не сидел только в ЛАЗе и КТГ, да и только потому что пару раз мне вынуждено там пришлось побывать ранее.

В первую очередь я потопал в Шкоду с бортовым 2503. Огромное уважение водителю закрепленному на данной единице. Кабина чистая, ничего не торчит, лишь изредка на необходимых элементах управления есть кастомизация в виде корпусов ручек и металлических удлинителей.

Кириллические надписи на этой машине неслучайны. Дело в том, что изначально данные машины предполагали для передачи в Софию, а болгар я очень ценю, люблю и уважаю. Многие из них открыты к общению, притягивают к себе. 

Т.к. изначально машину готовили болгарам на одном из табло инфосистемы BUSE выставлено непонятное для нас «Метростанция Обеля». Если что это конечная первой, второй и четвертой линии софийского метро (маршрутно — это одна линия с вилочным движением). Так еще и эта станция размещена на мосту над рекой Какач.

Так, отвлекся, кабина. У меня довольно крупная фигура, больше двух метров в высь, и за руль Шкоды я сел впритык. Рулить можно по сути ногами, они упираются в руль даже находясь на педалях.

Если говорить за историю машины, то тут я явно плыву. Знаю, что большинство этих машин произвели в начале 90-х, но наш сегодняшний пример оказался не 1991 года (как изначально мне его представляли при поставке), а 1996. Но в 2010 году машина прошла ремонт. И в сентябре-октябре 2017 после еще одного ремонта на фирме 4Rail a.s., вместе с еще 4 такими же 15Тр и 5 похожими 14Тр прибыла в Харьков. На стапелях в Ческе-Будеёвице машина провела почти 5 лет, потому и так сохранилась. 

14Tr той же поставки. Фото: akirich Обработка: Sollemming. Архив, октябрь 2017.
14Tr той же поставки. Фото: akirich Обработка: Sollemming. Архив, октябрь 2017.

Благодаря вот этой штуке работают табло внутри и снаружи салона (IBIS-инфраструктура). К сожалению, техдокументация на эти табло собиралась по крупицам и работает не все. Однако в Харькове работали кулибины, которым удалось запустить эти табло в определенной мере — с подсветкой и без штатных блоков управления. 

Едем дальше. Следом поставили ЛАЗ Е301D1. Эти машины начали работу в Харькове едва раньше, чем я начал публиковать посты в ЖЖ регулярно. Казалось бы новые машины, а тут бац! И в январе стукнуло 10 лет с начала эксплуатации.

ЛАЗики третьего депо сейчас проходят ремонт, и даже несмотря на то, что завода-производителя уже нет (спасибо «эффективным менеджерам» из СТГ) — им дают им вторую жизнь. Как и на данном аппарате — меняют покрытие пола и сидения, ставят современный светодиодный свет с нормальным охлаждением и питанием.

Е301 в Харькове с 2011 года, и это первая презентация транспорта, в которой я поучаствовал. Тогда их презентовали городу в рамках подготовки к Евро-2012. В силу того что в дни Евро-2012 я работал на этом самом Евро, то ознакомится с фан-маршрутом мне было просто некогда.

Пока верстался пост дальше внезапно всплыли те фотографии 10-летней давности. Да, на телефон, стремненькие по качеству, но они просто напомнили о себе. Напомню их и я. 25 января 2011 года, на том же месте, площадь Свободы, у метро. Это, кстати, помимо всего, первые машины с низким полом купленные для города. (Первой машиной вообще стал тоже ЛАЗ, презентационный Е183.)

Для меня это одна из самых «родных» машин, т.к. если меня попросят представить в голове слово троллейбус — на уме будет естественно эта модель. Сколько времени улетело на поездки на учебу, работу и обратно. С ЛАЗов начинались и заканчивались долгие путешествия — от Полтавы и до Стамбула.

Ну и случай, когда одного из собратов пришлось толкать до метро:)

Следом у нас стоял Богдан Т70117 2629. По поводу этой машины здесь я сильно разглагольствовать не буду — и так последние пару лет постоянно они светились.

Я вот думал, что хотя бы у водителя есть комфорт. Но тут я сел с трудом. Во-первых, мешал пульт с кнопками управления дверьми, светом и прочими устройствами. Во-вторых, та же часть торпеды мешала нормально поднять ногу с педали. На фото левую ногу пришлось загнуть под сидение, ибо иначе бы я уперся в торпеду и руль.

И при этом пульт находится фиг знает где, кнопки либо далеко, либо не видны из-за руля. То что руль перекрывает экран бортового компьютера — не страшно, все равно смотреть надо на дорогу. 

Но в любом случае время идет, и тот же Богдан проекта 2008 года современнее условного ЗиУ 70-х годов разработки. Комфорт конечно нарушен, но это как посмотреть. Например, маму с коляской можно встретить гораздо чаще в троллейбусе.

В КТГ-1 я не лазил по двум причинам. Для меня этот экспириенс знаком, и это лучшее место для фотографирования детей от 3 до 43 годиков. Высоко сижу — далеко гляжу.

Киевский троллейбус грузовой первой модели производился, не трудно догадаться, на Киевском заводе электротранспорта. На нем помимо грузовых машин, которых построили более 450 крытых и более 200 открытых, строились троллейбусы КТБ-1, Киев-2 и Киев-4. Все три модели непродолжительное время и не столь большим тиражом работали в Харькове (всего 57 машин всех трех моделей с 1964 по 1971 год эксплуатации).

Во времена СССР грузовые троллейбусы широко использовались в городах, имевших троллейбусное хозяйство. Чаще всего, как и в Харькове поныне, грузовые троллейбусы принадлежали троллейбусным паркам. Крупные городские предприятия (особенно лёгкой промышленности) заказывали грузовые троллейбусы для перевозки готовой продукции с предприятий на городские склады или товарные железнодорожные станции (но тут харьковчане все же исключение — у нас для этого использовали трамвай). 

Грузовой троллейбус, в отличие от грузовика, был более дешёвым в эксплуатации, так как работал на электроэнергии. Большинство грузовых троллейбусов имело, помимо электродвигателя, также и карбюраторный двигатель внутреннего сгорания для непродолжительной работы в местах без контактной сети. В Харькове такие машины оставались до 2000-х, а далее ДВС демонтировали.  

В бою в Харькове таких машин осталось две штуки — 018 второго депо, и 028 — третьего.

Грузовые троллейбусы в Харькове — это настоящие мастерские на колесах. Не всегда оправдано тащить машину в депо, или не всегда её возможно убрать с дороги без использования слесарного дела.

Еще одной машиной на площади стал PTS-12 2703. Его я уже снимал на пуске 48 маршрута. 

Тут я просто вскочил за руль, и при этом дополнительные органы управления остались под рукой. Как у МАЗа и ПТСа получилось так — остается догадываться. Мне и как пассажиру машина понравилась, и водителям должно быть комфортно — т.к. есть регулировки сидения в широком диапазоне.

Ну и естественно была выставка музея горэлектротранса на которой были показаны 4 модели троллейбусов, работавших в Харькове ранее.

Открывали движение в Харькове, уже упомянутые в предыдущем посте ЯТБ-4. В нашем городе их было 29 штук (включая ЯТБ-4А) и проработали они до 1961 года.

Конец 40-х и начало 50-х ознаменовались появлением новой модели троллейбуса в городе, которая как бы и троллейбус, но и как бы трамвай. 112 троллейбусов МТБ-82 возили пассажиров до 1970 года, но интересно другое. Один трамвай модели МТВ-82 (который построен на унифицированном кузове) в Харькове остался как музейный и катает пассажиров в рамках экскурсий и торжественных мероприятий. Иронично, но данная модель ушла на производство другим предприятиям, которые в последствии набили руку и стали именитыми. Трамвай начали делать на заводе RVR в Риге (знакомой нам по электричкам ЭР2). А троллейбусы перешли на Завод им. Урицкого, продукция которого по сей день курсирует в Харькове.

С синей юбкой — легендарный ЗиУ-5, который в Харькове был огромным тиражем. 380 машин возили пассажиров 28 лет, с 1960 до 1988 года, когда их сменил наследник — ЗиУ-9, он же ЗиУ-682. 

К сожалению в городе не сохранилось ни одной машины в состоянии пригодном для восстановления, однако на Салтовке была бытовка сделанная из фрагментов кузова.

682-е кстати, работают до сих пор, но плавно выводятся из эксплуатации. На линии осталось пара классических машин, и пара десятков осовремененных Тролз.

Замыкает набор моделей троллейбус уже упомянутого производителя — Шкода 9Тр. В Харькове они проработали с 1968 по 1990 год. При этом, они работали на 8 маршруте в сцепке из двух машин. 

Мне посчастливилось прокатится на «девятке» в Крыму, однако тогда с камерой я только начал дружить и качество исполнения кадров страдало сильно.

Ну вот например модель слева...

А вот эта же машина живьем везет пассажиров на вокзал в Ялте. Даже окрас заводской.

Архив, 2012
Архив, 2012
Архив, 2012
Архив, 2012
Архив, 2012
Архив, 2012

В рамках выставки еще представил свою технику ГЭТСервис, а именно систему управления светофоризацией и видеонаблюдением. 

Ну и служба пути и служба контактной сети в стороне не остались. Спустя 89 лет на площади Свободы снова появились трамвайные рельсы:)

Ребята занимающиеся светофорами, кстати, пояснили как пару лет назад на одном из перекрестков станция умудрилась показать всем направлениям зеленый сигнал. Это очередное подтверждение тому, что Комконовцы (представители производителя) немного переоценили свою продукцию рьяно её защищая. Но с тех пор подобной гадости на харьковских перекрестках я не видел.

А еще показали как работает видеонаблюдение на городских улицах. Я поначалу не верил, что камеры с дистанционным управлением на городских улицах работают. А выясняется еще как работают, причем в паре с дистанционно управляемыми станциями светофоризации. На схеме я увидел более полусотни таких станций.

А еще на выставке было награждение лучших сотрудников. Пришел Игорь Терехов и Евгений Водовозов.

Среди награждаемых, водитель трамвая 1-го класса Тимощук Василий Алексеевич. 50 лет оттрубил на тяжелом профиле третьего трамвайного маршрута!

И на этой позитивной ноте пост подходит к концу. Но это еще не все. Будет видео с выставки и будет длинное видео с поездки. На его монтаж надо немного времени, плюс подчистить звук прийдется, так что нужно подождать пару дней. Ну и конечно же выставка ко дню труда никуда не денется:)

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded