Categories:

Парад к 82-летию харьковского троллейбуса

Скажем так, подобные мероприятия в Харькове огромная редкость. И радует то, что харьковчане тему распробовали, и это второй аншлаг на транспортных мероприятиях. Почему такой маршрут, почему такие модели, что показывали и общие впечатления в под катом.

Первое, о проведении парада, я знал приблизительно за неделю до публикации релиза на сайте горсовета. И до последнего думал, что это внутреннее мероприятие, которое не прорекламированно всем подряд. Депинфраструктуры, на редкость чуууточку постаралось и состоялся еще больший аншлаг. 

Несмотря на то, что время было достаточно раннее, как для мероприятия в первый день длинных выходных — людей все равно было масса, и чтобы увезти всех пришлось задействовать все машины, кроме грузовой. Увозили людей 4 машины — Skoda 15Tr, PTS-12, ЛАЗ E301D1 и Богдан Т70117. Мне с товарищем достался последний, но это редкий случай, когда я кайфонул от поездки на Богданчике — мы были замыкающими, так что снять могли все.

Полчасика удалось постоять у колокольни Успенского собора, познакомится с частью экспозиции, и... хмм... А почему вообще Успенский собор — конечная 11 напротив входа в Детский мир, старая-новая конечная 17 — на площади. Но да, конечная самого первого троллейбусного маршрута в Харькове находилась как раз напротив колокольни. Сейчас там сквер. Но большая часть трассы самого первого маршрута — существует по сей день. 

На самом деле провернуть подобный маршрут было не совсем просто, сейчас на Московском проспекте ремонт и сеть разделена на две. Оба депо на одной стороне, а центр с Алексеевкой и Баварией — на другой. Поэтому сюда попали ходовые машины, в хорошем состоянии. Например, третьему депо (ЛАЗ и КТГ) нужно объезжать надо с ХТЗ в центр через Одесскую. Потому на мероприятии в качестве «ретро» была лишь грузовая машина. Даже Шкода, на фото ниже — 1996 года выпуска, хотя машин проекта 1981 года на ходу и в пассажирской эксплуатации осталось немного.

Отдельно стоит отметить уровень подготовки к мероприятию — все участвующие машины снабдили короткой справкой о названии, модели, времени производства, количестве и времени эксплуатации в Харькове. Да-да,  эта модель в Харькове начала эксплуатироваться лишь недавно — в 2017 году. Короткие собратья (Skoda 14Tr) появились не намного раньше — в 2014, но на этот раз их не представляли. Хотя выловить на городских улицах еще можно — на ХТЗ и Рогани. 

Хотя — это не начало истории чешского производителя в вопросе троллейбусов в Харькове. Предшественники 14Тр — Skoda 9Tr работали в Харькове до конца 80-х. Те машины, которые не сохранились в городе — можно было увидеть в виде моделей.

Точно в запланированное время мы поехали. Как-то удалось упасть на хвост, в последней машине, и там, оперевшись на фотостенды — подснять поездку.

Напротив театра кукол собрались небольшой колонной из трех маших, ожидая потока. Вообще, первый маршрут не только важен как инфраструктурная история, но и как история города в годы войны. До начала военных действий после открытия троллейбуса 1 мая 1939 года оставалось всего 4 месяца — уже в сентябре фашисты атаковали Польшу. Харькову досталось позднее, но троллейбусы заняли особую цель в обороне города.

Машины ЯТБ-4 стали троллейбусными баррикадами, усложнившими продвижение немецких войск (ниже фотохроника от 24 октября (или ноября?) 1941 г.). Многие машины восстановили после войны.

Само же депо располагалось на месте нынешней Зеркальной струи. После войны депо перебралось в район благбаза, а напротив тогдашнего обкома еще десяток лет зиял пустырь

Мы проехались по довольно свободной утренней субботней Сумской до парка им. Горького. Полное видео поездки — будет позже. А затем развернулись на кольце. 

Надо сказать, что в данном направлении — маршрутных разворотов не было давно. Лишь в день проведения мероприятия — сюда, вместо площади Свободы продлили 18 троллейбус. 

Вообще, круг на парке сложный, там масса пересечений и стрелок, с которых довольно просто вылететь. Плюс поток машин на Сумской и круг запаркован машинами —  просторов для маневра еще меньше.

Или застрять. Но это, забываемый с приходом автономных машин экспириенс. Сам толкал троллейбус раз 10 в разных условиях, незабываемые ощущения:)

И обратно мы поехали на пл. Свободы, на место проведения выставки. Пока приехали — модели облепила детвора помладше и постарше. Всем вам запрещали в детстве моделек касаться?

Так как нас ждал еще один обесточенный поворот (с Независимости от стекляшки на Тринклера) — то помогал трактор. Сначала загнали Шкоду, а потом и КТГ.

Продолжение следует.


promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded