akirich_pcroom

Category:

1 год трекеру общественного транспорта

Вот, такими лихими темпами прошел год после того, как в Харькове открыли доступ к GPS-трекингу. Расскажу о своем проекте и о том что изменилось у других.

10 октября 2019 года была запущена тестовая версия XTMAP, а уже 27 октября состоялся релиз первой беты карты. Выглядела она простенько — тогда основной задачей было показать номинальную информацию без избыточности. В основном и сейчас эта стратегия соблюдается. 

Кстати, чтобы не быть голословным насчет опыта, приведу пример того, какой картой была в предыдущей итерации, 2015 года. Чисто принципиально попытался эмулировать запуск, и взглянуть на него сейчас. Пять лет назад оно выглядело как-то так.

Да, сразу надо сказать, что нынешняя итерация по сравнению с тем что было — это космос, т.к. писалась с другим движком и набитым опытом. Единственная вещь, которой старая версия опережает новую — это указание трамвайных сцепок в статистике. Но в нынешних реалиях — это не осилит, нужно постоянно следить за перецепками. На данный момент эта функция реализована как скрытая от глаз окружающих.

Первый релиз имел гораздо меньше функций, немного иной интерфейс, и гораздо меньше информативности. Чего говорить — можно было отфильтровать один маршрут, а трекинг определенного подвижного состава был прост до безобразия.

Было:

Стало:

Карта на сайте https://xt.akirich.pp.ua/xtmap.php по прежнему остается единственной в выдаче специализированной информации наочно. А недавно начал делать и FAQ по тому как всем этим пользоваться.

Карту можно настроить так, чтобы увидеть номер выпуска и скорость не разворачивая маркер. Выпуск — особо удобен для тех кто работает на электротранспорте, и я не раз видел свой проект у водителей. Хотя да, иногда рекламировал свою задумку лично. 

Также есть система статистики, которая позволяет быстро понять на каком маршруте, каким выпуском, в каком месте находится тот или иной вагон. 

Информация о выпуске, параметрах скорости обсчитывается и для специального водительского режима, который позволяет оценить интервалы и местоположение соседних вагонов.

Для пассажиров выпуск удобен по двум причинам. Во-первых, при соблюдении графика и постоянному использованию одной и той же нитки графика — можно планировать свое время, благодаря чему и работает функция истории. Именно на архивном источнике и работает подсказка о том когда и где будет тот или иной трамвай или троллейбус.

Во-вторых, вкупе с известными открытыми графиками мой сервис единственный, который показывает маршрут 26СП, неформально наименованный 22, т.к. он ходит по его бывшей трассе. 

Огромный пласт данных представляет собой архив за неделю, который позволяет понять время прибытия первого и последнего подвижного состава на маршрут по факту, просчитать стыковки и узнать подробности о машине в конфликтных и опасных ситуациях.

А еще сервис связан с родственными проектами, преимущественно с изменением маршрутов общественного транспорта. Подсвечиваются изменяемые маршруты и место их изменения.

Ну и только на нашем проекте есть реализация в виде телеграм бота @xtmapbot. Там реализованы почти все фишки, причем их можно использовать прямо в мессенджере — не тратя трафик мобильного оператора (ведь почти у всех есть тарифы с безлимитом на месенджеры)

И главное, до сих пор получается работать экономно. В максимальных настройках потребление остается по прежнему небольшим — 1 МБ на первую загрузку, а каждая актуализация данных раз в 15 секунд кушает всего 6 килобайт. Причем и эту цифру можно сократить штатными методами системы — установив подложку со схемой и выбрав определенный маршрут можно сэкономить еще 150 килобайт на старте, а каждая актуализация может весить в 10 раз меньше, от 650 байт. Владельцам телефонов с неработающим 4G — пламенный привет:)

Пассажиру передается максимально возможный спектр информации о подвижном составе — прописаны все низкопольные машины, сцепки трамваев и длинные троллейбусы, а с недавних пор показаны и машины с wi-fi модулями.

Что скажете?


А я пока пройдусь по конкурентам. 

Евей исправил главную ошибку, за которую я со скепсисом смотрел на сервис — они убрали анимацию движения. И сделали крутезный слой со всеми станциями метро — свой сервер картографии им это позволяет.

Конечно некоторые ошибки в силу особенности работы метро остались, но это простительно, т.к. уже непосредственно на месте легко и просто понять нестыковки.


CityBus второй по популярности сервис, который я замечаю на экранах телефонов. Он только для смартфонов на андроиде, но достаточно плотно слеплен, и у него есть выгрузка по некоторым маршруткам перевозчика Авто-ОВИ. D.u.a.l сделал для Харькова отдельное приложение. Всеукраинская версия тоже никуда не делась.  Тоже довольно экономно потребляет трафик, радует. Не идеально из-за картосновы, но очень солидно. 

Приложение отличное, придерживается актуальных данных, и довольно неплохо слеплено. Правда гугл-карты и анимация все же иногда дают жару, не критично, но иногда огорчает. Ну и от владельцев айос-устройств привет:)


Смартареа — первенец, который и продавил открытые данные по общественному транспорту в рамках проекта «Зупинка» пока работает, правда без особых изменений и текущих правок в силу изменения сети. Жаль, одна из самых перспективных веток была бы. Надеюсь нагонят.


Зимой в игру вступил ДубльГИС (2GIS). И почти сразу вышел. На компе трекинга нет, а на мобильнике работает она не у всех. 

Обидно, что не пошло.


Особняком закину статистический сервис от Santehnik, который собирает данные по трамваям и троллейбусам по всей стране. Его сервис, кстати, был и в предыдущей интеграции, в 2015 году. 

Его задача очень проста — показать где и какой вагон находился в тот или иной день. Работает довольно точно.


В целом же проект живет и двигается со стороны пользователей. 

Со стороны города, проект двигался не дептрансом, а департаментом цифрового развития, что собственно и повлияло на запуск.

Основным недостатком, который признается и директором департамента — является старенькие GPS-трекеры, не соответствующие современным решениям. Пока прорабатывают идею как их заменить.

Ну и несколько идей насчет ночных маршрутов и мелочей относительно работы сервисов — находится на карандаше у Олега Дробота. Пока ничего не обещают, но учитывая приложение «Мой Харьков», и запуск кучи ботов для коммунального сервиса — дело не заржавеет.

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded