akirich_pcroom

Category:

В Харьковских троллейбусах появился бесплатный Wi-Fi

Еще одна новость о тех вещах, которые в мире считаются нормой, но у нас пока они таковыми не являются. На прошлой неделе в Харькове несколько троллейбусов оборудовали доступом в Интернет посредством Wi-Fi. Как это работает, к чему стремиться, и кто виновник торжества — под катом.

На днях было пыльно повсюду.
На днях было пыльно повсюду.

Признаюсь честно, но за все свои путешествия по Европе — я не раз натыкался на стратегию свободного доступа в интернет на вокзалах и в транспорте. В Украине до недавнего времени с бесплатным вай-фаем в общественном транспорте были лишь железнодорожные вокзалы, Интерсити и несколько сетевых автобусных перевозчиков. Там довольно неплохо справлялся Интертелеком. Но жадность конкурента добила и без того небольшую сеть. 

В Харькове бесплатный вай-фай есть на половине станций метро (на перегонах сети нет) и на нескольких остановках общественного транспорта в рамках проекта с электронными табло на остановках. А вот в подвижном составе подобное было скорее исключением с водительской инициативой, чем какой-то нормой.

В Польше междугородние и пригородные автобусы (опять таки сетевых операторов) — поголовно с доступом в сеть, причем этот доступ включен в тариф. И это при том, что еще лет 5 назад там довольно неплохо работал 4G.

 

В Болгарии Wi-Fi внутри автобуса работает для всех без исключения, а вот на остановках используется специальная программа для получения доступа в сеть.


Зачем же нужен Wi-Fi в транспорте?

Во-первых, это экономит не только мегабайты в пакете мобильного интернета, но и батарею. Конечно, мобильному телефону для работы в сети все равно придется перерегистрироваться, но с отключенной передачей данных — это быстрее, надежнее и энергоэффективнее.

Во-вторых, техническая выгода для перевозчика. Помимо wi-fi для клиентов, в подобных системах разворачивается сразу несколько решений. GPS-трекинг, контроль расхода горючего, видеонаблюдение, учет пассажиропотока, и т.д. и т.п.

В-третьих, наш общественный транспорт, в особой частности междугородние автобусы — далеко не первой свежести. В некоторых случаях мультимедийная система есть, но она не работает. А с новыми нормами и вовсе работать может с существенными ограничениями. С системой wi-fi можно построить интранет-сервер с библиотекой фильмов, музыки, книг.


Все это очень хорошо, но я сам как-то писал о том, что в поездах плохой интернет, и в автобусах он вряд ли далеко уйдет. Да, если у нас будет 55 душ давить на сеть операторов связи вместо нескольких модемов — то и в автобусе с интернетом будут проблемы.

Давайте я коротко поясню, как ребята из FiWay, которые и поставили wifi в нескольких харьковских троллейбусах, справляются с подобной напастью.

Пример новинки, установленной в троллейбусах.
Пример новинки, установленной в троллейбусах.

Повышение качества предоставляемых сервисов в бортовой сети обеспечивается за счет 5 основных факторов.

Первое — это антенны. Если антенна вашего телефона имеет совсем небольшую площадь и незначительный уровень усиления, то аппаратура FiWay располагает специальными антеннами собственной разработки. Именно усиление сигнала позволяет более устойчиво переключатся между базовыми станциями даже на скорости 150 км\ч. И это при том, что исследования стандарта 3G UMTS говорят о существенном падении качества на наших частотах на скорости 100 км\ч.

Второе — это резервирование. Сам модуль постоянно «пытается» словить не менее трех сетей (максимум восемь), за счет чего в случае отказа или перегрузки одной определенной — подключится другая. Ну и присутствие шейпера трафика в инфраструктуре тоже есть, т.к. обычный портативный wifi-роутер либо не поддерживает ограничение скорости на определенного пользователя, либо не предусматривает простой настройки. (По этой причине во многих автобусах — интернет падает в тот момент, когда в салоне оглашают название сети и пароль.) В паре эти два решения — убирают узкое горлышко в доступе к сети, клиент не тормозится на «своей» мобильной сети либо на самом роутере.

Третье — это управление сим-картами, контроль уровня сети, выбор лучшего оператора по показателям качества, и блокировка роуминга. Последнее, для наших харьковских троллейбусов — вряд ли необходимая вещь. Но я, как человек хорошо наказанный роумингом — лишней фича не будет. Управление сим-картами также полезно, т.к. это подвижной состав и если откажет одна — модуль продолжит работу на другой, пока машина не откатает всю рабочую смену.

Четвертое — агрегация разных каналов. Пропускную способность сети, часто сравнивают с трубой водоснабжения. Эфемерный бассейн гораздо проще опустошить либо при помощи трубы большего диаметра, либо при помощи нескольких дополнительных труб. Так и здесь — канал обслуживается несколькими операторами, через которые можно пропустить скорость в 8 раз выше, чем если бы мы использовали один модем. 

Пятое — облачная инфраструктура. Если что-то не так, то есть удаленное управление сетью и статистика.

Так, хватит с теорией, погнали искать и тестировать.


Троллейбусов с wifi в городе три, и все они работают в ареале труда второго троллейбусного депо. Все машины — это ЛАЗы, так что на маршрутах где богданы и Тролзы — искать wifi бессмысленно. То есть гипотетически доступ в сеть может быть доступен пассажирам 1, 3, 5, 6, 19, 35 маршрутов. 

Самый простой способ найти машину — воспользоваться нашей картой трекинга, в которую уже вбиты номера машин с wifi — они отображаются отдельным значком. Но все же еще укажу номера на момент выхода публикации: 2107, 2222, 2223. 

Ну, я воспользовался картой, и словил машину на 35 маршруте.

В салоне есть объявления и стикеры о бесплатном wifi.

Доступ в сеть происходит после авторизации. Как и в метро, тем же сервисом WiFi BAR, сначала показывается реклама, а потом открывается доступ в интернет.

Скорости достаточно, чтобы смотреть ютуб 1080p 30 кадров. Скорость ограничивается аппаратно 5 Мбит\с из сети, и до 2 Мбит в сеть. Интернет можно назвать хорошим, кроме того еще и покрытие беспроводной сетью в салоне неплохое. С учетом того, что я стоял в хвосте троллейбуса — 3 палки из 4 (-73dBm).


Мне, честно говоря нравятся такие инициативы.

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded