akirich_pcroom

Category:

Почему в поездах такой плохой интернет?

Пост изначально планировался на один известный сайт с известным ютуб-каналом, но там походу не читают отправленные на модерацию посты. Поэтому, чтобы не подставится, я напишу статью по новому. Как же так получилось, что в 2020 году, когда нам повсюду обещают безоблачное будущее с 5G — нельзя воспользоваться хорошим интернетом в пути?

Вообще с интернетом на железке плохо по нескольким факторам и надо сначала прикинуть как их обозначить. Все они увязаны с базовыми технологиями радиосвязи, и каждая из них всплывает по своему.

Причина первая. Это поезд. Он везет много людей.

Да, действительно, перед тем как пожаловаться на вашего оператора, прикиньте сколько едет клиентов этого же оператора вместе с вами. Давайте посчитаем например, поезд 111\112 Харьков — Львов. В нем максимально 22 вагона. Из них 4 мы не считаем — три багажных и один вагон «служебно-технический». Остальные — 18 пассажирские. 1 СВ — 18 мест, 9 купейных (36 мест, один с радиорубкой — 32 места) и 8 плацкартов по 54 места. Это 720 пассажиров. А если добавить персонал — то получается все 750 человек. 

Конечно же поезда не имеют 100% загруженность, но даже если он заполняется на 60% — это 400 человек. Хоть один автомобиль, та куда там, автобус может увезти 400 человек за раз? Конечно нет. У Хундаев с персоналом получается 600 мест, а средняя заполняемость выше 75%, что еще больше.

А теперь представьте как туго базовым станциям и ядру сети, которые почти единомоментно должны зарегистрировать эти 400 человек. Каким бы ни было оборудование сети — оно не может перекоммутировать так много абонентов за раз.

Окей, но в метро то как то живут сети? И там и больше тысячи за раз может состав увезти. 

Да, конечно же, сети в метро работают гораздо лучше, чем наземные. Как минимум там, где есть эти самые подземные сети. Но у мобильной сети под землей — немного другая конструкция. Сота гораздо больше, чем нам кажется. Если над землей покрытие можно описать кругом, то в тоннелях метро — это линия, причем антенна (а если быть точным — щелевой кабель) висит на протяжении почти всех тоннелей неподалеку от вагона. И растягивается она не на один перегон, а сразу на несколько. Именно поэтому покрытие может отваливатся махом на целом куске линии, а не на одной определенной станции.

Таким образом мобильный телефон имеет более предсказуемую схему перевода из одной базовой станции в другую. Дело в том, что мобильная связь довольно плохо пробивается через пласт грунта, и поэтому же хорошо сводится в один контур. Поэтому абонент обслуживается контролируемо и по цепочке.

На ЖД наземной — такого быть не может, базовая станция мобильной связи не знает, когда определенный пассажир определенного поезда соскочит на очередном полустанке. И куда этот поезд поедет, особенно с учетом нарушений и частых изменений графика.

Причина вторая. Зачем вам вторая сим-карта в поезде?

Прикиньте, но без шуток, проблемы себе и другим создают те, кто пытаются сэкономить на второй симке, или даже на втором телефоне. Вынужден расстроить, но 2-симочные телефоны не только работают хуже в поезде, чем их более простые собратья. Но и вредят всем остальным.

Уровень проникновения мобильной связи в Украине выше 100%. На 40 миллионов населения приходится 55 миллионов мобильных абонентов. Если исключить довольно пожилых пенсионеров и инвалидов, которым обычно пользоваться железнодорожным транспортом трудно — то у нас у каждого второго — есть вторая сим-карта или второй телефон. 

То есть, если вернутся к вопросу нагрузки на базовые станции, то вмиг в них вваливается не 400-450 условных абонентов, а все 600-700.

Более того, абонент со двухсимочным телефоном имеет двойной разряд батареи. Дело в том, что 90% мобильных телефонов со второй сим-картой имеют один радиомодем. И он ищет сеть сразу за две сети, а это разные частоты, разная авторизация, разные радиоусловия.

Причина третья. Скорость.

Несмотря на то, что поезда у нас имеют максимальную скорость 160 км\ч — едут они на этой скорости лишь в нечастых случаях. Средняя скорость варьируется, но это около 60 км\ч. Что далеко от классической скорости «пилотов» на национальных междугородных автомобильных дорогах. Есть и такие, кто топит 200 при разрешенных 110.

На железке со скоростными ограничениями все гораздо жестче — все контролируется автоматикой. Но как показывает практика — поезд не сильно проигрывает во времени приезда в тот или иной населенный пункт. Потому что на линиях ЖД распространена допустимая скорость 120 км\ч, да и пробок практически нет, т.к. за каждым поездом наблюдает не только поездной персонал из машинистов, но и диспетчеры.

И вот когда мы закидываем стрелку спидометра за 80 км\ч, сеть 2G начинает сходить с ума. Дело в том, что на частоте 900 МГц, максимальная зона покрытия — 35 км. В реальности, хорошо если будет 20 км. 20 км. поезд на скорости 120 км\ч проезжает за 10 минут. То есть в идеальных, реализуемых тепличных условиях — всего 10 минут нашей поездки будет обслуживать одна базовая станция. А ехать мы можем все 10 часов.

Но в реальности же еще есть проблемы — железные дороги имеют полосы зеленых насаждений в отводе, для сокращения шумов, и исскуственные выемки для того, чтобы ехать в горку было проще и безопаснее. Они вызывают отражения и тогда один и тот же поезд приходится вести 4-5 разным базовым станциям. То есть вышки могут меняться каждые 30 секунд. Если, конечно, такое издевательство выдержит ядро сети. (Иногда не выдерживает:( ) На регистрацию уходит порядка 10-15 секунд, пока они не прошли — в идеале нас должны вести обе базовые станции. Но поезд ждать не будет, и в итоге у нас начинаются повторные перерегистрации.

Я молчу про 3G и 4G, частота которых сокращает зону покрытия базовой станции до 10 км.

Причина четвертая. Планирование покрытия.

Любая мобильная сеть должна быть безубыточной. И так исторически сложилось, что строят сеть у нас там, где есть абоненты, где их достаточно для окупаемости узла. Наши города развиваются не от наличия железной дороги, а от дороги автомобильной. 

И за всю историю существования советской и украинской мобильной связи (а была же еще и ведомственная советская, привет Алтаю и проч.) — первыми покрывались дороги. Это было в самых первых аналоговых мобильниках, это было в первых цифровых, в 3G и есть в 4G. И в 5G — будет тоже самое.

Возвращаясь к покрытию мы понимаем, что на автодороге сеть будет использоваться постоянно, машины в среднем по дорогам ездят чаще, пассажирские поезда. С железнодорожной линией — все диаметрально наоборот. Базовая станция, рассчитанная на большую нагрузку — большую часть времени будет простаивать, что невыгодно.

Вы видели когда-нибудь базовую станцию в чистом поле, где нет ни одной дороги рядом, кроме железной? Наш непостоянная плотность населения играет с этим вопросом злую шутку.

Сделаем выводы. Как ездить с мобильной связью и с комфортом?

1. Отправляетесь в путь — выключите вторую сим-карту и возьмите павербанк (а еще лучше добавить и зарядку, и тройник!). И вам будет легче, и другим нагружать сеть не будете. 

2. В населенных пунктах на маленькой скорости — покрытие будет лучше по законам физики. Посмотрите в график движения поезда, и заранее загрузите какое-нибудь кино на телефон, чтобы не скучать. Если забыли — на узловых станциях остановка часто около 20-25 минут, можно успеть загрузить его там.

3. Голосовой трафик передается лучше, чем интернет — в силу вступает более устойчивое сжатие, и особенности работы сети связи. СМС, кстати, передается тоже лучше.

4. Чем меньше абонентов у оператора, и чем больше у него же покрытие — тем лучше. lifecell спасает далеко не всегда, плавали, тестировали, знаем.

5. Не издевайтесь над соседями по поезду — аудио и видеостриминг оставьте на потом. 

6. Режим самолета, если вы спите — экономит батарею.

7. Смотрите в окно. Днем в нем можно увидеть много интересного, а ночью — легче заснуть.

Приятных путешествий, карантин когда-нибудь кончится!

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded