akirich_pcroom

Category:

Первый месяц трекинга общественного транспорта. Средства, решения, подходы

Месяц назад в Харькове наконец-то открыли данные по местоположению общественного транспорта. Первым появился ресурс SmartArea, потом GPS-данные подключили в EasyWay и CityBus. Учитывая старый опыт разработки подобных решений, к делу пришел и я.

С темой отслеживания общественного транспорта я знаком с далекого 2010 года. Еще на первом курсе я написал софт для трекеров, но в городском совете эту тему проигнорировали, несмотря на депутатский запрос. Годы шли, и в общественном транспорте появились трекеры. Но они были не для всех. GPS данные всплывали пару раз до Евро-2012, а потом в 2015 году, когда пытались запустить проект ХТ (ХарьковТранспорт, не путать с порталом Харьков Транспортный). Уже на тех порах отслеживались серьезные проблемы с датчиками, которые не исправлены до сих пор. Тогда данные с сервера Харьковпасса отдавал простенький FTP-сервер, который натужно собирал данные с трекеров.

В 2019 году, то есть через 10 лет после того как трекинг появился в системах общественного транспорта в Украине, к теме подключился и Харьков. К чести городского совета — не дали возможности выкатить публичный сервис с отслеживанием общественного транспорта за сумму с 5 нулями. По сути и СмартАреа, и ИзиВей, и СитиБас — это проекты общественников. Но они были бы ничем, если важный сдвиг в департаменте Инфраструктуры. Данные опубликовали на портале открытых данных, после сдвига от Офиса Реформ.

Сами трекеры — это черные коробочки в кабинах трамваев и троллейбусов. На фото ниже — у правой оконной рамы под стеклом:

И тут уже есть чудеса. Трекеры есть на большей части подвижного состава, в том числе на служебных машинах. Но не на всех. Во-первых по GPS невозможно понять — едет один вагон или два. В Харькове это не критичный вопрос, т.к. по 3, 23 и 26 маршрутам ходят только системы из двух вагонов, а на остальных система является редким гостем.

Октябрьский парник на 27, так еще и на Киевской. Довольно редкая картина.
Октябрьский парник на 27, так еще и на Киевской. Довольно редкая картина.

Но в итерации 2015 года можно было показать системы при помощи жестких условий. Сейчас вагоны меняют местами — реализовать повагонное отслеживание стало невозможно.

Но из-за отсутствия датчиков существуют и бОльшие проблемы. Например из 25 троллейбусов Богдан в Харькове на карте видно... только три. То же самое можно сказать и про трамваи и троллейбусы, долго ожидавших ремонта.  Так что на картах есть не все.

Помимо всего прочего, есть еще одна беда, на которую больно наступил Е-тикет, и естественно напоролась система отслеживания подвижного состава. Трамваи и троллейбусы у нас далеко не в идеальном состоянии, в том числе новые. И иногда водителям для обеспечения безопасности перевозок надо опускать токосъемник — датчик в таком случае перестает передавать данные, а накопленная информация от GPS исчезает. Как только транспорт снова подключен датчик либо ищет GPS-данные, или передает их неправильно. И так пока не тронется. Датчики на подвижном составе не оборудованы компасами, направление определяется по смещению средствами GPS отчего непонятно в какую сторону стоит трамвай на остановке.

Еще одним классическим багом является точность датчиков, с развитием геокодинга можно было бы нивелировать погрешности GPS в условиях плотной застройки, но это в харьковском случае — фантастика.


Так, ладно не буду о плохом, к тому же большинство этих проблем решаются программно. И далеко не за сотни тысяч гривен. Как пример — это СмартАреа

СмартАреа — это часть проекта «Остановка». Вторая часть — это наклейка на остановке со схемой маршрута. Скажем так — большую кашу заварили с наклейками, т.к. маршруты могут у нас меняться надолго и часто. Что в итоге приведет к дезориентированию. Это должно быть в обязанностях дептранса и ГЭТСервиса, у которых эта проблема ранее не решалась никак.

Главная фича СмартАреа — это отдельный маршрутный сервис и сервис остановок. К описанию маршрутов были бы замечания, если бы не вышеописанное. Потому что для идеальной подачи информации — надо быть экстрасенсом. А вот остановки с обсчетом прибытия подвижного состава — это хорошо. Не без огрехов стабильности, но хорошо.

Карта отображается по умолчанию со всеми маршрутами, что является несомненным плюсом в харьковских условиях — довольно удобно уехать совершенно посторонним маршрутом, который внезапно проезжает мимо к удобному месту.

Для выбора определенного маршрута, надо ткнуть по его номеру в схемах. Номера маршрутов, учитывая проблемы информирования горсоветом — немного не совпадают с настоящими, а на карте отображаются служебные номера (5О, 8Г, 27Г...), хотя на линии они ходят с обычными. 

Еще лично я очень скептично отношусь к отображению анимации движения подвижного состава. Ближе всего к правильному решению подошел один из следующих сервисов, но и у них есть проблемы. 

Есть проблема с определением местоположения. Искать местоположение по geoip ошибочно. Встроенный локатор в браузере работает стабильнее.

Моё личное мнение — хороший ресурс, но напильником его допиливать и допиливать.


Еще одним ресурсом является андроид-приложение CityBus Харків. Версии для компьютера нет. Яблоководы могут не грустить, т.к. карта в приложении сделана на базе Google Maps, которые работают довольно скверно.

Бонусом этого приложения является наличие маршруток одного перевозчика — АТП-16329, 68 и 115 маршрут. Еще одной полезной функцией является слежение за определенной единицей подвижного состава.

Дальше начинаются минусы в силу того что приложение сделано на гугл-картах. Во-первых, на гугл-картах есть ошибки и они там были еще до проведения декоммунизации. Даже Яндекс-карты, которые находятся в Украине под санкциями — не только сделали обновленные названия, так еще и ищут и показывают по названиям старым.

Разработчик хорошо заморочился с маркером, отчего он стал только сложнее. На маленьком экране телефона сектор направления читается хуже.

К маршрутам — тоже замечание, причем оно обостряется по той причине, что автор не харьковчанин, и не может оперативно сопоставить заявления с реальностью.

И бонусом надо выбирать большинство маршрутов, для их отображения на карте. Поверьте человеку который смог уехать с Парка Горького на Салтовку на первом трамвае:)

https://instagram.com/p/BK_d0xZAmTb

На вкус и цвет все фломастеры разные, и юзабилити тоже у каждого свое. Мне не понравилось, но думаю, что кому-то должно зайти. Особенно тем, кто живет на Жихаре или у Аэропорта:)


Евей, или Easyway — это один из старейших ресурсов в Украине, и за границей. Евей заточен под неместных, хотя и для харьковчан есть некоторые фичи, которые сделаны очень хорошо. Но и этот сервис не претендует на идеал. 

Изивей «выезжает» на технической реализации. Своя картография, свой сервер привязки к дорогам, свой сервер поиска. 

Даже указывают приблизительное время прибытия как и на Смартареа. 

Минусы же все же есть. Первый — это анимация, которая с работой привязки к дороге иногда все же показывает абсурд — например трамваи 5 маршрута на отстое на Парке Машиностроителей иногда заезжают во двор Облэнерго. Изменения маршрутов в Харькове также не работают, метки изменения должны быть как минимум на 5, 8, и 27 трамваях и 7, 45 и 46 троллейбусах. В идеале еще и на 6, 16, 16А и 29 трамваях.

Данные о маршрутах точно также ошибочны как и на Смартареа. Бонусом у них есть еще и автобусы, среди богатого выбора которых представлены те, которые уже давно не ходят. Особенно нравится два разных автобусных маршрута 2е, с которых начинается список. И два 19е, которые на самом деле один. И воевать с этим очень трудно.

И да, если это читают Изивеевцы — пофиксте карту в Болгарии, езжу в Болгарию уже 4 раз, и в Созополе есть дороги, нет там никаких «Tiles at this zoom are currently unavailable»:) Тоже самое и с еще двумя пригородами Болгарово, Поморие.


Пришло время рассказать о своем. За небольшое время, по свободе, иногда непосредственно в транспорте был написан трекинговый сервис, который работает по адресу http://xt.akirich.pp.ua/xtmap.php. Все три транспортных сервиса на моем сайте увязаны, так что с карты етикетов можно также перейти, нажав на кнопку GPS.

Из коробки карта настроена под самые требовательные по ресурсам устройства, то есть карта должна запустится даже на старом смартфоне. Наш предел тестирования — это смартфон на Android 4.0.4 и первый айпад мини. 

Каждый маркер — это единица подвижного состава. В которой по умолчанию показывается четыре параметра — стрелкой показывается местоположение и направление с датчика, далее идет номер маршрута и через колонну номер машины. Зеленые метки — трамваи, синие — троллейбусы Если машина низкопольная — это отмечается отдельным знаком. Такое есть только на моем проекте. Нажав на номер машины, можно включить слежение за ней.

Маркер показывающий третий выпуск 34 троллейбусного маршрута, это машина 3220.
Маркер показывающий третий выпуск 34 троллейбусного маршрута, это машина 3220.

Серые маркеры с определенными оттенками показывают, что с машиной либо что-то не так, либо она стоит длительное время. Треугольник с восклицательным знаком показывает наличие неточных данных с трекера. Звоночек, в случае ДТП или простоя по техническим причинам. Значок с вращающимся спиннером — знак того, что в этом месте машина стоит более 2,5 минут. Это может быть просто длительной остановкой (стоянка до 5 минут у нас является нормой), но может быть и ДТП.

Еще одной фишкой является возможность показать номера выпусков. Это хотелка пришла из стана водителей\сотрудников, но она может быть полезной и пассажиру. Троллейбусы и трамваи у нас идут не всегда в графике и по привычке некоторые пассажиры знают «свое» расписание. Т.е. они будут знать когда они будут дома, т.к. график может быть задержан\нагнан. Выпуски по умолчанию скрыты, их можно включить по кнопке в правом нижнем углу. Вообще, давайте я поясню, что они делают:

Верхняя кнопка отвечает за переход на карту Е-тикет. 

Вторая — включает или отключает кластеризацию, то есть будет отображаться каждая единица отдельно. Правда пользоваться этой кнопкой на слабом смартфоне надо аккуратно.

Третья кнопка — это открытие таблицы всех выпусков. По ней можно понять сколько трамваев и троллейбусов на определенном маршруте. Полезно в случае ДТП на маршруте. Там же отображаются и возможные простои.

Самая нижняя кнопка — это включение и выключение выпусков. Большинству эта информация не нужна.

В таблице все аскетично, номера (с выпусками), внизу номера единиц с временем стоянки.

Каждый из маршрутов или типов можно отфильтровать. Для этого есть ряд кнопок слева внизу.

Нажав на Тм — можно отфильтровать только трамваи, на Тб — только троллейбусы. А если нажать на номер маршрута — то будет показан только выбранный. Причем можно их выбрать несколько, вне зависимости от типа. Сбросить фильтр можно нажав на появившуюся кнопку.

Красный трехугольник без номера — это информация о ремонте. Нажав на неё откроется панелька с данными о ориентировочном сроке окончания ремонта.  Там же две ссылки — на изменения маршрутов, связанные с этим ремонтом и на официальное сообщение о закрытии.

В силу того что на сервисе нет своего картографического сервиса есть выбор среди карт. Для этого под кнопкой управления масштабом есть еще одна со слоями. На неё надо навести мышь или тапнуть по ней. Доступно 6 типов оформления карты и два дополнительных слоя сверху. С картами все на вкус и цвет, можно выключить городскую сеть и дома, оставив только схему маршрутов. А можно её наложить на любую из карт дополнительным слоем. Точно так же можно убрать информацию о ремонтах.

В планах добавить определение местоположения пользователя с отметкой на карте. А так проект подошел к релизному состоянию и думаю, что он может вам понравится. Что скажете?


promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded