Terra Incognito, то что задумывали как Новый Харьков
На прошлой неделе была великолепная погода, не те муссоны что сейчас, и я выдвинулся на самый, стереотипно называнный, непрезентабельный район Харькова. На ХТЗ, вернее на Соцгород, который находится напротив завода за лесополосой. Поперся я ради экскурсии Макса Розенфельда, и вообще ни разу не пожалел (иначе быть не могло никак).

Вообще скепсис был до первого двора, я заезжал со стороны экс-Пролетарской, и встречали меня заброшенные подземные переходы, убогие дома-коробки в бывшей лесополосе, и опустевший и страшный рынок у м. Тракторный завод. Ну как вообще может быть вообще что-то хорошее, в районе где рядом огромная промзона и «парк Маньяковского» (конечно же правильно «Маяковского»)?
Как оказалось в этом районе гораздо больше расчетов дизайнеров и проектантов, чем в тех же коробках у 12 Апреля. Тот же парк Маяковского построен настолько замысловато для двух целей — быть и парком, и защитной полосой. Как оказалось диагональные проходы построены чтобы задерживать пыль с завода, и построены они по розе ветров.

Встречает нас один из примеров города в городе, так называемый «двадцатый». Если на ХТЗ сказать, что встречаешься у двадцатого, непримено поймут, что речь идет о доме по ул. Мира 20.

Кстати, по иронии судьбы, после декоммунизации, «двадцатый» юго-западной стороной выходит на проспект Архитектора Алёшина. Павел Алёшин — является архитектором этого соцгорода. Кстати, он же является одним из архитекторов главного железнодорожного вокзала страны — Киев-Пассажирского, быть точнее северного, старого терминала. Вообще, Алёшин гораздо больше построил для Киева, и перечислять там очень много.

Алёшин продвигал идею жилкомбината, от которой по определенным причинам пришлось отказаться. Суть жилкомбината была в том, что застроенный микрорайон соединялся переходами. Первопричина этой идеи проста — у нас бывает холодно.
Лично меня сразу же впечатлила кладка. К сожалению, кладку арки заштукатурили, и покрасили в облака, но со стороны двора имеется красный кирпич. На самом деле, заводы тогда лучше всех строили американцы, а жилье — немцы.
И со двора, убрав нашу традицию балконов из шиферного листа и абсолютно безвкусную теплоизоляцию, можно увидеть далеко не харьковский стиль. Ну чем не Германия?




Хотя, повернув камеру в бок — ты возвращаешься в родные края...

... а разворачивая во двор — в суровый харьковский ЖЭК-арт. Огромная тыква и разукрашенный цветочками павильон вентиляции с бетонными голубями на крыше.


Но ценен соцгород не этим.
Меня приятно поразило старшее поколение. Во-первых, они знают свой район и довольно учтивы с неместными.
Во-вторых, они настолько к ним не привыкли, что завидев человека с камерами милая бабушка сказала: «Ой, как хорошо, что наши Титаники оставят в истории.» К «Титаникам» я вернусь чуть ниже, а пока покажу еще один этап соцгорода — «Американки».

Вообще построение района было довольно продуманным, даже с той точки зрения, что предусматривалось и одиночное жилье, и для «ячеек общества». Этим самым ячейкам общества нужны были бы в итоге детские сады и школы, которые и появились неподалеку.
Пока идем к детским садам — нахожу еще одну особенность ХТЗ. Ну нет у нас больше районов, где есть брусчатка в большинстве дворов! Это же божественно! И этой брусчатке через год стукнет 80.



Так, на чем я остановился. А, на детях! Щас... нас тут как раз войнушки притормозили.

Так вот, детсады. Детские сады имеют свою продуманность, но так же повторяют неповторимый стиль Алёшина — вдоль окон линия кирпича красного цвета. Из-за чего, четырехэтажки на Библика полностью соответствуют бренду Адидас — три полоски.

В детских садах было продумано все для самых маленьких. Например, пандусы. И это в 30-х годах, когда и мысли не было о мобильности. Все было гораздо проще — их строили для того чтобы мамы с колясками могли подняться на второй этаж и оставить ребенка в группе. Не говоря уже о удобстве, если бы идею переходов оставили в силе.



Дворы на ХТЗ также похожи друг на друга, но не похожи на дворы в других районах. Вот приезжаешь на ХТЗ, и складывается впечатление другого города. Кто-то попытается сказать «Парк советского периода», а я вот не соглашусь.



С советским периодом легко можно прикинуть тему «хрущевок», «чешек», «полек». Просто до войны строили с душой и мозгами. Кстати, «двадцатку» и часть американок в последствии строили те, кто строил Госпром и Загоспромье. И узнал я их по кладке.
По пути зашли в сквер им. Кандаурова. Нет, кто-то в Харькове вспомнит о «встал-сучий-пес», в этот раз о более уважаемом однофамильце. Этот сквер был последним оплотом зенитчиков, прикрывавших войска освобождения 22-23 августа 1943 года. Позиции зенитчиков были подвержены контратаке стрелковых и танковых полков, и бой для них стал могилой.

Следующая остановка — Орджоникидзевский Дворец Бракосочетания. Здесь расписались мои родители. И сейчас здание на реконструкции, но длинные руки позволили показать то, что с ним сейчас.




Следующая остановка это дома «Американки» на Библика. Я эту часть оставлю без комментариев, идите на экскурсию или лекцию:) Вещь стоящая.
Единственное — обратите внимание на печи, они были построены вокруг жилья.



Есть еще одна история с местными школами. Кадки с цветами! Памятник Зубареву. Это вам не многоуровневая коробка в которой учился я на Салтовке.


Отдельно надо рассказать о публике. Людей было очень много, но это все равно остается атмосферным мероприятием. «А шо за депутат там речь толкает?» — спрашивал мимо проходящий дедок. Ответ констатирующий что это экскурсия с Розенфельдом, привел деда к замешательству. Не поверил, что по ХТЗ могут водить людей экскурсией. Могут!

Титаники. Это два огромных строения, каждое из которых чем-то из-за труб и монументальности похожие на «Титаник».
Внутри там конечно все очень печально и трудно. Но дома 30-х годов. В нашем городе выстояло далеко не все.

Никто не знает, сколько он простоит, но это действительно памятник харьковской архитектуры. Без ненужных немцам балконов, но с лоджиями.




Это конечно же не все, что было в этой экскурсии. Но только приехав на ХТЗ, можно убедится, что невзирая ни на что жизнь прекрасна!

Journal information
- Current price10 LJ Tokens
- Social capital82
- Friends of
- Duration24 hours
- Minimal stake10 LJT
- Rules
- View all available promo