akirich_pcroom

Category:

80 лет харьковскому троллейбусу.

Сегодня, 1 мая исполняется ровно 80 лет со дня торжественного пуска троллейбусного движения в Харькове.

Улица Карла Либкнехта была значительной частью первого троллейбусного маршрута в Харькове. Ныне это улица Сумская. На фото троллейбус следует по трассе самого первого маршрута. Ныне этот участок сети - формально служебный.
Улица Карла Либкнехта была значительной частью первого троллейбусного маршрута в Харькове. Ныне это улица Сумская. На фото троллейбус следует по трассе самого первого маршрута. Ныне этот участок сети - формально служебный.

Непривычно заявить еще и о том, что почти вся эта линия работает по сей день, частично конечно как служебная, но пассажиры могут по ней прокатится почти полностью пару раз в день. Если говорить более обобщенно, то изменилось только то, что напротив Успенского собора был троллейбусный круг, в районе нынешнего вечного огня. Далее эта линия выходила по Спартаковскому переулку на пл. Тевелева (ныне Конституции) и далее по улице Карла Либкнехта (Сумская) следовал до парка Горького. Примечательно, что трассу первого участка изменили чуть спустя после войны, и по наши дни она лишь обростала ветками в стороны. 

Первыми троллейбусами в Харькове стали ЯТБ-4. Их было десять и они обслуживались в депо на месте нынешней Зеркальной струи. 

В 1946 году первое депо переехало в район Центрального рынка, где просуществовало до первого пришествия Евгения Наумовича Водовозова в 2006 году. В конце марта 2007 года депо ликвидировали официально. Чтобы уничтожить депо, ему понадобилось проработать на посту всего 3 месяца. По факту последний троллейбус выехал 20 декабря 2006, на следующий день контактную сеть к депо сняли. А обещание о запуске троллейбусного депо в 2007 году, так и осталось обещанием Евгения Наумовича. Который только пришел на пост главы департамента с директорской должности в ЗАО «Южспецстрой».

Ладно, не будем о грустном, хотя сейчас даже несмотря на обновление подвижного состава, жизни харьковского троллейбуса ренессанс не угрожает.

От линии к м. Защитников Украины по Тюринской остались лишь столбы в 2016 г. Движение прекратили в 2008, кто подал проект на приостановку, и догадываться не приходится.
От линии к м. Защитников Украины по Тюринской остались лишь столбы в 2016 г. Движение прекратили в 2008, кто подал проект на приостановку, и догадываться не приходится.

В ноябре 1939 года пущена линия мимо Благовещенского собора к Южному Вокзалу и запущен второй маршрут. Почти через два года, в октябре 1941 движение остановила война. 7 мая 1944 года, почти 75 лет назад, троллейбусы снова пошли по восстановленным линиям. А начиная с 1948 сеть планомерно начала расширятся вплоть до конца 80-х. Последнее открытие до недавних пор — линия на Горизонт и круг на 12 апреля в 1996 году. Далее, только сокращения — сначала в 2001 снимается линия на Основе до ул. Достоевского, затем в 2004 сняли линию на Студгородок, как выше писал в 2006 — сняли линию в депо №1, и три года назад сняли обильный кусок линии (3 км) по Тюринской. Взамен построили втрое меньше, причем отчасти на трамвайной инфраструктуре — полуторакилометровый участок от м. Победа до трамвайного круга. 

В Харькове за годы эксплуатации был огромный спектр моделей подвижного состава. Начиная от упомянутых ЯТБ-4 (4А) и заканчивая современными троллейбусами ЛАЗ. 50-е — МТБ-82 и ТБЭСы, 60-е — ЗиУ-5 и Киев-1\2\4, 70-е — Skoda 9Tr. 

С 70-х по наши дни ходят — ЗиУ-682. Эти троллейбусы разошлись небывалым тиражом, с учетом модификаций с 1972 по 2014 год их произвели более 42 тысяч экземпляров — самая массовая модельная линейка троллейбусов в мире. Харьков умудрился пережить три модернизации этой долгоиграющей модели. В наш город эти троллейбусы поставлялись в три цикла: с 1972 года по 1992, затем в 2002, и потом еще 90 единиц в 2006-2008 году. С 1989 по 1995 на 24-м маршруте работали два поезда составленные из этих троллейбусов. Лично я бы хотел остановится на машине под номером 204. Это один из последних пассажирских троллейбусов «второго поколения», который до сих пор бороздит 40 маршрут. Есть еще один — 346, ездит на 36 маршруте на Новых домах. И последний пассажирский троллейбус купленный при Шумилкине — 364, там же, но на 25-м маршруте.

Еще одной харьковской диковинкой были румынские троллейбусы DAC-217E и ROCAR-E217. Первые, в объеме 50 штук пришли к нам и в Киев, а вот вторые... это результат успешного бартера. В 90-х в Румынии произошла революция, денег катастрофически не хватало ни у нас после лопнувшего союза, ни у них. В итоге заключили трехсторонний договор. За турбину, построенную Турбоатомом, для одной из румынской электростанции румыны расплатились в 1995-1996 году троллейбусами. К сожалению, экономика не спасла завод, через семь лет он обанкротился. А троллейбусы этой марки ходили аж до конца 2016 года, отработав на десять лет больше своего ресурса.

Троллейбус ROCAR-E217 в день открытия для пассажиров ст.м. Победа, 25 августа 2016 года. Через три месяца он будет отставлен от работы, а утилизировали его лишь спустя год.
Троллейбус ROCAR-E217 в день открытия для пассажиров ст.м. Победа, 25 августа 2016 года. Через три месяца он будет отставлен от работы, а утилизировали его лишь спустя год.

В 2006-2008 году в город приходит скандальная поставка из 90 троллейбусов ЗиУ-682. Город судился с лизингодателем, последний не выдержал длительных судов и обанкротился. Хотя последняя поставка энгельских троллейбусов не является показательным. Нескольким машинам досрочно проводили средний и капитальный ремонт, еще один — сгорел. 

В этом году им исполняется 12 лет, и им на замену уже готовят троллейбусы производства Богдан. Как оно будет — не известно, но по моему личному мнению и пассажирскому опыту ЛАЗы были лучше.

Кстати, о ЛАЗах. Впервые троллейбусная продукция этого завода посетила город в 2006 году, когда городу предложили троллейбус на тест-драйв. 12-метровая машина получила номер 300 и курсировала около двух месяцев по городу, правда без пассажиров. 

Но спустя 5 лет ЛАЗы зашагали по городу с новой силой — к Евро-2012 было получено 52 сочлененных троллейбуса. 

А по дополнительному соглашению чуть позднее пришло еще 22 коротких. Правда две коротких машины третьего депо сгорели — 3404 и 3409.

Последний уже списан.Последние 7 лет Харьков пополнялся подвижным составом б\у. Из стран Евросоюза. Сначала 14 троллейбусов Skoda из Риги, а потом еще десяток их собратов из Чехии. Один из них, на заглавном фото.

И все же троллейбус в Харькове работает, нельзя не сказать, что многие города СНГ и Евросоюза вовсе лишились этого удобного и экологичного транспорта за последние 15 лет.

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded