metropost Метро в кадре.

Вчера на сессии горсовета приняли новые правила пользования метрополитеном. Спешить их исполнять рано - их еще должны опубликовать. Но факт остается фактом. От ребят в теме сразу набежали вопросы: Что, можно фотографировать?! Наконец-то.

Но радоваться на самом деле и рано и поздно одновременно. С одной стороны новые правила укрепили ненаписанное ранее, а с другой внесли достаточное количество новых запретов, часть из которых - прямо и непосредственно касаются фотосъемки. Причем это достаточно бытовые случаи, но которых (ИМХО) в правилах как раз и не хватало.



Конечно хотелось бы назвать эту статью гайдом по фотографированию в метро, но назвать так не получится. Каждый случай фотосъемки - это отдельный материал, отдельный набор данных, отдельный случай поведения.

Юридическая подоснова

Начнем с того, что теперь за неправомерную съемку (как и за любое другое нарушения п.4.2.) персонал метрополитена имеет право вывести пассажира за пределы станции и не пускать на станцию в случае неправомерных действий. Тут и далее я буду ссылатся на проект новых правил. Но сразу скажу - не стоит спешить с их проверкой, т.к. их должны опубликовать, с ними должен ознакомится персонал.

3.2. Перевозчик имеет право:
3.2.4 не позволять проходить за пределы автоматических контрольных пунктов или отказывать (приостанавливать) в оказании услуг по перевозке пассажирам: ... совершающие иные действия, указанные в пункте 4.2 настоящих Правил;
3.2.7 требовать от пассажиров немедленного прекращения действий, представляющих опасность для других пассажиров или движения поездов, а в случае необходимости, принимать меры для вывода таких пассажиров за пределы станций метрополитена;


Кроме того, если вас предупредили, что вы препятствуете выполнению служебных обязанностей сотрудников метрополитена (а это... барабанная дробь... возможное внутреннее распоряжение о запрете фотосъемки отдельных объектов метрополитена) - то вы де-факто уже нарушаете новые правила. Раньше такого юридического финта в правилах не было. Другой вопрос, как метро будет подтверждать эти самые служебные обязанности сотрудников.

4.2. Пассажирам запрещено:
4.2.1 препятствовать выполнению служебных обязанностей работниками перевозчика и не выполнять их законные требования;


И мы наконец-то дошли до ключевого пункта:

4.2.26 проводить фотосъемки с использованием штатива или фотовспышки, кино-, видеосъемки без письменного разрешения перевозчика;

Объективно говоря, обычное стрит-фото с рук, без попыток помешать пассажиропотоку, осталось ненаказуемым. Но теперь метро имеет полное право поговорить с теми, кто снимает (даже на телефон) со вспышкой, и в метро... теперь автоматически запрещены селфи-палки. Технически это штативы-моноподы, и в правилах не указано о запрете определенных типов. Под закон попало все. Даже китайские микро-триподы вроде этих.


Источник: aliexpress.

Во-вторых, технически можно докопаться и к тем, кто снимает на обычные цифровые камеры. Так получилось, что все средства цифрового фото для видоискателей используют видеорежим для вывода картинки на видоискатель или дисплей. Организовать её показ на видоискателе\дисплее без записи в кратковременный буфер невозможно, и технически сам факт использования фотокамеры, в том числе и в телефоне - является труднодоказуемым нарушением пункта 4.2.26. Коллизия заключается в том, что вы как использующий устройство - не сможете доказать без привлечения экспертизы факт того, что видеозаписи не было. С другой же стороны у метрополитена очень малые шансы того, что буферная фотосъемка записывается на постоянную память.
Остается только надеяться, что ни одна из сторон правил метрополитена не будет идти на подобные конфликты.

Кстати, для владельцев смартфонов-"лопат", дам небольшую подсказку: в программной инженерии устройств Apple и Android работа вспышки в большинстве случаев прямо связана с работой модуля камеры. И если вы настроили свой аппарат на реакцию на звонок вспышкой - в метро лучше этот режим выключать. С точки зрения адекватности, внезапная СМС-ка или звонок во время ожидания поезда может ослепить машиниста приближающегося состава.

Но если вам захотелось поснимать не для себя, а для денег, или вы решили поснимать ВИДЕО или КИНО, или кадр для себя вы хотите сделать с максимальным комфортом, то стоит обратится в управление метрополитена.

Из личной практики

Теперь перейдем к практическим советам, по мотивам отснятого. Опыта метросъемок у меня не настолько много как у тру-фотографов и знающих метро как свои 5 пальцев. Но опыт все же есть.

Первое правило фотосъемки в метро: Думайте.

Думайте о личной безопасности и о безопасности окружающих - это аксиома. Думайте в каких условиях вы будете снимать, думайте как вы снимаете, думайте о характеристиках съемки.

Реально, настоящее удовлетворение от фотосъемки метро можно получить только после того, как вы все тщательно обдумали и спланировали, и успешно отсняли.

Каждая официальная съемка начинается с инструктажа по технике безопасности. По большей части он соответствует правилам метрополитена, правда имеет исключения. Исключения касаются наиболее опасных вариантов съемочного процесса. Абсолютно соглашусь с утверждением что мастера репортажной журналистской съемки могут увлечься, и Бог миловал - случаев в нашем метро еще не было. На официальных мероприятиях никто не желает ни жертв, ни пострадавших.
Важно не спешить - спешка в метро непростительна, особенно если вы отвлечены на объект.
Еще стоит учитывать - даже если вас аккредитовали на официальную съемку, или тем более - съемка не официальная - не лезьте куда не просили.

Многим ребятам, ой как хочется сделать ванильную фотку с камерой через окно вагона. Прошу вредный совет:


И сразу скажу - это фото сделано с небольшой хитростью - линза и кроп делают весьма интересный эффект. В принципе, объектив мобильного устройства выполз малой дугой за стекло, корпус не вылез за раму окна. Сделано фото при стоянке состава. Но мое личное мнение - не надо тянуться за ракурсами, если они представляют опасность!

Но зачастую не думают когда снимают. Вообще не думают. В отличии от железной дороги, в метрополитене габарит тоннеля минимально соответствует габариту вагона. В тоннеле, и даже на порталах станций (место сопряжения тоннеля и зала станции) есть металлоконструкции. В таких местах расстояние между конструкцией и вагоном минимальное. Можно выронить средство съемки, от раскачки вагона например. Поговаривают о случае, когда один из таких решившихся фотографов остался без руки.

Второй момент. Не мешайте.

В метро можно помешать как пассажиропотоку, как сотрудникам метрополитена, и особенно в частности - машинистам.



Пассажиропотоку можно помешать только потому, что вы заметили отличный кадр (сеттинг), стали как вкопанный, и получили толпой в спину, или что еще больнее - в лицо.

Сотрудникам метро можно помешать самим фактом съемки. Зачастую, конечно они будут противится съемки и это их личное право. Снимайте только тогда, когда получили разрешение от сотрудника и это не мешает служебным обязанностям. Это очень редкий момент, который в большей мере проявляется во время официальных съемок.



И отдельное пламенное "здраствуйте" - от машинистов. Как думаете - почему так сложно получить фото въезжающего на станцию состава?
Потому что свет ваш друг и ваш враг. В Харьковской подземке мест где можно снять въезжающий состав без вспышки и шевеленки практически нет. Вот пример моей личной ошибки и собственной уверенности:



С тем что "естественный свет наш друг" трудно согласится, но это именно так. Он дает хоть что-то. Потому что вспышка, искусственный свет, враг машиниста, т.к. его зрение и так восстанавливается после всплеска света вслед за тьмой тоннеля. Именно поэтому в правилах фотовспышка запрещена. А если он враг машиниста, значит он и наш враг. Кстати, проблема источников света касается и автофокуса. Ручками - безопаснее и проще.

Дам небольшую подсказку, раз в месяц (обычно третья среда месяца) в метро проводится "учетный день". В этот день учитывается максимальное потребление метрополитена в сутки в нормальном режиме работы. В этот день включаются все элементы освещения, которые только есть в стандартной схеме освещения. Например свет на балконе ст. Университет включается в основном только в этот день:



В таких случаях, получить более качественный кадр со стоячим составом или общей архитектурой станции - шансов гораздо больше. С движущимся составом - меньше, т.к. машинисты иногда работают по измененному графику, и общий темп движения - не в нашу пользу.
Самый отвратный вариант для времени съемок - это вечер после 21:00. Ровно в девять вечера, за исключением особых случаев, свет на станциях отключают наполовину. Исключение - малонаселенная Киевская, которая в этом режиме работает практически постоянно.

Например, Киевская - станция получилась достаточно четкой (лавочка), а состав размазало:




Контрпример - засветка более равномерная и удалось достичь большей четкости изображения по бортам:




Иногда "шевеленка" наоборот в даже помощь. Охвачен маршрутоуказатель (шлейф с номером), светящийся вагон и неожиданное отражение станции:




Когда в вагоне отключен мотор-компрессор (та самая торохтящая штука посреди вагона), можно использовать поручень как страховку. Качество кадра повышается в разы. Это как штатив, но он никому не мешает. Главное, не вешайтесь на поручень всем телом, он не для этого.




Подготовка

Техника. За неимением более мощной, я снимаю на то что есть. Для владельцев фотокамер скажу следующее: если у вас камера "шумит" на значениях ISO-400 и меньше - в метро вам снимать нечего. Если шум проявляется уже на ISO-800 (как у меня), то получить качественный кадр у вас получится с трудом. Номинально, для качественных и технически граммотных кадров светосила должна быть не более 3.2, а на ISO-1600 у вас не должно быть шума матрицы.
В идеале - ручная фокусировка и управление диафрагмой. Но я с трудом (заметьте, с трудом!) обхожусь без этого.
Для мобилографии, если о ней речь вообще можно завести - главное не мешать вспышкой.

Жанр. Лично я не гонюсь за классическим форматом съемки, когда состав полностью, или станция целиком. Поверьте, в деталях оно интереснее. Формат съемки - стрит-фото. Гайдов по нему более чем достаточно.

Места. Не снимать порталы тоннелей и входы в служебные помещения! (Например ту кучу балконов на Метростроителей) Даже если очень хочется! Категорический совет, который зачастую решает львиную долю проблем с персоналом метрополитена. Второй совет - не снимать там, где вас не видит камера видеонаблюдения.

Вкратце надо запомнить несколько советов:

  1. Не нарушайте свою и чужую безопасность.

  2. Только фото. Никакого видео.

  3. Если вас попросили не снимать - не снимайте.

  4. Не мешайте. Другим пассажирам, сотрудникам на станции и машинистам.

  5. Не лезьте туда, куда запрещено.

  6. Не привлекайте к себе внимание.

  7. Вспышка - как змей искуситель. Но пользоваться ею нельзя.

  8. Забудьте о штативе, даже если это селфи-палка. Поручень в вагоне можно использовать разок, но не более.

  9. Предпочитайте автофокусу ручную съемку.

  10. Учитывайте освещенность.

На этом думаю, что большинство советов озвучено, и если их соблюдать проблем не будет. Если есть вопросы, добро пожаловать в комментарии. Если что-то будет не так я дополню этот пост.




Subscribe to  akirich_pcroom
promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
И всё же это прорыв
Хотя в ближайшее время вряд ли рискну проверять
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
запрет на видеосъёмку в метро (без штатива и подсветки) в 2017 году - это детский сад.

где, кстати, логика этого запрета? непонятно.

кстати, освещение станции не так уж и бьёт по глазам, поезд очень хорошо освещает тоннель. Может, если каждый день ездить - влияет, а так мне контраст не показался чрезмерным.



Освещение бьет. По своему опыту говорю. Даже на колонных станциях с балконами. Освещение тоннеля отличное, но направление света - диаметрально противоположное.