Немецкий QR-гид по Харькову.

На позапрошлой неделе в Харькове открыли немецкий QR-гид. На памятниках архитектуры, которые посвятили Германии много времени установлены специальные таблички с QR-кодом и информацией о них. Специально для читателей Akirichs Blog я оформил все места с табличками в QR-маршрут. Экскурсия займет до 2 часов, а пройти прийдется 6 км. Правда в моем исполнении экскурсионный проект будет дополнен - добавлены точки около метро Архитектора Бекетова, чтобы участок от кирхи до дома Дитмара не стал таким скучным.




Обещанная карта маршрута доступна по ссылке.

Начинаем наш маршрут с Харьковского императорского университета. Чтобы добраться до него, вам необходимо добраться до станции "Майдан Конституції" и выйти через эскалатор к вестибюлю. Из вестибюля выходим сразу направо, и выходим через ближайший выход на поверхность. Далее проходим около здания городского совета (оно будет справа) и поворачиваем направо сразу за ним. На следующем перекрестке поворачиваем налево и переходим дорогу на противоположную от колокольни сторону. Красное кирпичное здание и есть университет. Ныне там другой ВУЗ - Украинская Инженерно Педагогическая Академия.

Для простоты, можно сохранить карту со всеми точками себе на смартфон.



На большинстве точек установлены такие таблички с поддержкой NFC.



Ну а мы начнем экскурсионную программу.

Здание изначально построено как губернаторский дом, впоследствии передано Харьковскому императорскому университету – одному из старейших в Восточной Европе и второму в Украине после Львовского. Здесь университет находился со времени открытия в 1805 году до 2-й половины 50-х годов ХХ века. Открытие и работа учебного заведения непосредственно связаны с выходцами из Германии и рядом блестящих имён учёных-немцев.

Строительство губернаторского дома относится к 1767–1777 годам. Возводили здание архитекторы И. М. Вильянов и его ученик П. А. Ярославский по проекту московского архитектора М. Тихменева, который взял за образец дом губернатора в Новгороде.

В январе 1805 года по инициативе видного общественного деятеля Василия Назаровича Каразина, после нескольких лет подготовки, в городе открывается университет. Поскольку специального здания для него не было предусмотрено, харьковский губернатор выделил университету лучшее на то время здание города – собственный дом.

Уже при основании университета вдохновитель проекта Василий Каразин приложил значительные усилия для приглашения немцев в новое учебное заведение. Активную деятельность по приглашению иностранных профессоров в новое учебное заведение развернул и первый попечитель Харьковского университета – граф Северин Потоцкий. Имея хорошие связи, он разослал приглашения с предложением преподавать в университете видным немецким учёным и деятелям, первым среди которых был великий немецкий классик Иоганн Вольфганг Гёте. Приглашение получили и ведущие немецкие профессора, знатоки античности Кристиан Гейне и Фридрих Вольф из Гёттингена. Эти выдающиеся учёные не смогли приехать в силу пожилого возраста, однако охотно привлекали молодых преподавателей для работы в новом университете Российской империи. Таким образом, на протяжении 1804 – 1811 гг. в Харьков съехались немецкие профессора и преподаватели из Вюрцбурга, Виттемберга, Лейпцига, Геттингена, Франкфурта-на-Одере и других городов.

В первые годы существования Харьковского университета здесь работали выходцы из немецких земель, благодаря которым в городе, а иногда и в империи в целом, появились новые научные направления: астроном Иоганн Гут, химик Иоганн Гизе, медик Фридрих Пильгер, агроном и почвовед Карл Нельдхен, историк и ориенталист Кристоф Дитрих Роммель, правовед и экономист Людвиг Якоб, философ Иоганн Баптист Шад.

Немецкие преподаватели стали также первыми журналистами и основателями периодических изданий на востоке Украины. В 1812 году профессор Карл (Иосиф) Лангер вместе с коллегой Карлом Нельдхеном начал издавать газету «Харьковский еженедельник». А через несколько лет профессор «скотоврачебных наук» Фридрих Пильгер начал издавать журнал по ветеринарии «Украинский домовод». Таким образом, Харьков может считаться первым в Восточной Европе городом, где начала развиваться отраслевая журналистика.



Отправляемся дальше. Если честно нам прийдется вернутся мимо городского совета, так как прямо рядом у вышеупомянутого выхода из метро находится следующая точка в истории всего Харькова. По пути нам встретится ансамбль из фонарей. Вы будете удивлены, но фонарям, мимо которых вы пройдете у горсовета - почти 80 лет.



Магазин Кондитерской фабрики Жоржа Бормана не только сохранил свой внешний облик, но и на всем протяжении своего существования сохранил свою основную цель. 116 лет (был открыт в 1900 году) здесь торгуют сладостями. По сути фабрика Бисквит-Шоколад ("Харьковская Бисквитка"), разместившаяся здесь является прямой наследницей той самой фабрики.

Одним из лидеров кондитерской промышленности Российской империи был Григорий Николаевич Борман (1837-1918) – основатель фирмы «Жорж Борман». Сын русифицированных немцев из Петербурга, Борман довольно рано начал свою деятельность кондитера, широко внедряя новые идеи и инновации.

Первый магазин он открыл в 1862 году в центре имперской столицы – на Невском проспекте. Там продавались шоколадные изделия, изготовленные на ручной машине. Уже через 8 лет фабрика была отмечена бронзовой медалью на Всероссийской выставке 1870 года, золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, а с 1876 года получила право размещать на своей продукции и вывеске знак поставщика двора Его Императорского Величества, что до революции было своеобразным знаком качества.

В 1888 году Борман установил напротив своего магазина прямо на улице первый торговый (как сейчас принято называть - вендинговый) автомат, изготовленный его фирмой. Взамен опущенной 15-ти копеечной монеты машина выдавала шоколадку.

В 1895 (по версии самой фабрики - в 1896 году, прим. ред.) году Григорий Борман совместно с сыном Георгием (1873 или 1875-1952) преобразовал фирму в товарищество на паях, в следующем году переехал в Харьков и основал здесь фабрику, а в 1900 году открыл в двухэтажном (в то время доме Гладкова) магазин – первый в Харькове с электрическим освещением, поражавший не только количеством продукции, но и богатым интерьером.

Под фирменным знаком товарищество «Жорж Борман» выпускало сотни наименований сладкой продукции, имевшей ошеломительный успех у публики самого разного достатка: шоколад, мармелад, пастилу, карамель, монпансье, леденцы, печенье, а также какао. Особое внимание уделялось различным видам бисквитов, пользовавшихся большой популярностью покупателей.

Отец и сын Борманы прекрасно понимали огромную роль рекламы: у фирмы был узнаваемый логотип, яркие упаковки и обёртки, коробки для конфет, которые могли дальше использоваться в хозяйстве. Популярности и узнаваемости продукции «Жорж Борман» добавляли выпуски коробок монпансье с портретами выдающихся писателей и цитатами из их произведений, тематических подборок шоколада для коллекционирования («Спорт», «Коллекция жуков», «Народы Сибири»), яиц с различными сюрпризами в середине. Только на оформление продукции фирма тратила около 75 тысяч рублей в год. Считается, что Борман одним из первых в Российской империи начал размещать рекламу на автомобилях.

С приходом большевиков собственность товарищества Борман была национализирована. Позже предприятие было переименовано в кондитерскую фабрику «Харьковчанка», которая сейчас совместно с Харьковской бисквитной фабрикой входит в корпорацию «Бисквит-Шоколад». Бывший магазин товарищества «Жорж Борман» теперь называется «Ведмедик». Дом при советской власти был надстроен на два этажа, в нём также находится Харьковский национальный университет искусств им. И. П. Котляревского.

Григорий Борман скончался в Харькове 25 декабря 1918 года, его сын Георгий уехал за границу и умер в Париже в 1952 году.



Далее - спускаемся в метро и переходим под площадью Конституции на её противоположную часть. Проходим по площади в сторону градусника. Справа будет аптека, Театр Кукол в здании Земельного банка построенного до первой мировой. Перед заведением общепита поворачиваем направо и поворачиваем на улицу Пушкинскую. Ориентир улицы - справа будет автодорожный колледж, слева - стоматология. В здании по адресу Поэзии, 2 располагалась Немецкая Кирха. С 1960 годов здесь находится жилой дом, построенный для КГБ.

К началу XX века первая церковь харьковских лютеран сильно обветшала, и тогдашний пастор Эмилий Берг стал собирать пожертвования на ремонт, но умер, едва начав реализовывать задуманное. Заменивший в 1907 году предшественника новый обер-пастор Максимилиан Штендер решил не ремонтировать старую кирху, а построить на её месте новую.

Весной 1912 года приступили к сносу старого храма, а осенью того же года – к закладке нового. Деньги на строительство также собирали посредством пожертвований прихожан и организаций. Так, крупную сумму выделило товарищество Гельферих-Саде – один из крупнейших харьковских и российских заводов сельскохозяйственных орудий.

Осенью 1913 года новая кирха была освящена. Её высота составила 15 метров, окружность – около 20-ти. Современники особо подчёркивали акустику кирхи.
Автором новой лютеранской церкви Харькова был архитектор из Петербурга А. Ф. Гергард (встречается написание Гергардт). Он спроектировал храм в традициях популярной на рубеже XIX-XX веков школы мюнхенского профессора Теодора Фишера. Архитектор пытался сочетать исторические стили, типичные для средневековой Германии, с новыми, поэтому харьковская кирха соединяла в себе черты романского стиля — простого, без лишних деталей – и модерн с его новыми формами. Храмы подобного типа особенно часто можно встретить, прежде всего, в южной Германии, Швейцарии, Австрии.
В 1938 году кирху закрыли, однако не снесли. Это произошло уже после Второй мировой войны, – во время второй волны борьбы с религией в Советском Союзе – в 1958 году.



Далее мы свернем с официального маршрута на ул. Гоголя, чтобы дополнить основной маршрут. Для этого нам необходимо пройти мимо вышеупомянутого дома и пройти на улочку справа - улицу Гоголя. Проходя, вы можете увидеть работы известного харьковского стрит-художника Гамлета.



Но мы обратим внимание в первую очередь на Лютеранскую кирху. Построена она в 1892 году.

Первое здание собора (во имя Розария Пречистой Девы Марии; арх. Верещинский, 1831 г.) находилось несколько южнее, на углу с пер. Марьяненко (б. Провиантским) и было разрушено во время Великой Отечественной войны.

Новый храм в честь Успения Пресвятой Девы Марии построен в 1887—1892 гг. по проекту Харьковского городского инженера Б. Г. Михайловского. Здание имеет базиликальную форму, высокую готическую колокольню с круглым окном-розеткой во втором ярусе, увенчанную шпилем.

26 июля 1892 г. храм был освящён епископом Франциском Симоном. Орган, изготовленный на Етгитонской фабрике в Баварии, установлен в апреле 1901 г.

Были открыты богадельня для нуждающихся, приют для детей-сирот, приходская школа, часовня на кладбище. В 1906—1914 гг. происходит частая смена священников, активно ремонтируется и обустраивается храм.

Приход составляли римокатолики разных национальностей. Подписные листки для записи пожертвований на строительство храма были отпечатаны на русском, польском, французском и немецком языках. С миграцией населения в годы первой мировой войны в приходе особо выделяется польская группа. При храме начинает действовать общественное собрание «Польский дом», где размещались бюро по трудоустройству беженцев, харьковское отделение Общества помощи бедным семьям поляков, которые принимали участие в войне, и пострадавшему от военных действий польскому населению, гимнастическая секция в старом церковном здании. С этого времени среди харьковчан и закрепляется польская терминология — «костёл», «ксёндз». С 1915 г. в Харькове появляется большое количество беженцев-армян с территории Отоманской империи, в том числе и армян-католиков, повлиявших на национальный состав прихода.

В 1917 году была закрыта приходская богадельня. 8 апреля 1922 года губернской комиссией по изъятию церковных ценностей было конфисковано несколько предметов литургической утвари. С лета 1922 г. до 22 марта 1924 г. Харьков служил опорным пунктом акции предоставления гуманитарной помощи, собранной католиками Запада.

31 декабря 1924 г. католическая община заключает договор с губернским исполкомом Совета депутатов «о принятии в бесплатное и бессрочное пользование храма и предметов, в нем находящихся». В 1927 г. властями проводится описание всего церковного имущества прихода.

7 января 1991 г. будущим настоятелем прихода о. Юрием Зиминским на ступенях церкви была отслужена первая послевоенная месса. Богослужения на ступенях храма и на квартирах верующих становятся регулярными. Вскоре община харьковских римокатоликов регистрируется Киевским райисполкомом г. Харькова. Начинается процесс постепенного (с нескольких комнат на втором этаже) возвращения приходу здания храма, завершившийся в декабре 1991 года. К началу 2000-х гг. восстановлен и обустроен интерьер храма.



Продвигаемся дальше по ул. Гоголя мимо гостиницы Чичиков, и останавливаемся на перекрестке. Слева, на первом этаже и в подвале в доме расположился Дом Нюрнберга. Здесь проводятся выставки, мероприятия и обучают немецкому языку.



Поворачиваем направо. Справа будет находится почестное консулсьтво Германии в городе Харькове.





Далее необходимо перейти ул. Пушкинскую (переход у Макдоналдса), повернуть налево и пройти мимо метро. Сразу за выходом из метро повернуть направо и пройти по улице до первого перекрестка. Затем еще раз повернуть направо и найти дом под номером 7. Перед нами дом предпринимателя Николая Фон Дитмара.

Николай фон Дитмар был одним из ведущих промышленников, предпринимателей и новаторов Российской империи.

Сын прибалтийских дворян, уроженец Москвы, Николай фон Дитмар получил отличное образование: окончив в чине подпоручика Московский кадетский корпус, он два года был вольнослушателем физико-математического и юридического факультетов Санкт-Петербургского университета, а затем окончил Горный институт в Петербурге. В горном институте его учителем был известный химик Дмитрий Менделеев.

Получив хороший опыт во время работы инженером на Путиловском заводе и на строительстве Рязанско-Казанской железной дороги, фон Дитмар оказался и в Харькове как участник строительства очередной железной дороги – Балашовской, где он занимался устройством буровых скважин и артезианского водоснабжения. В 1893 году Николай фон Дитмар открыл в Харькове слесарно-механическую мастерскую, со временем расширив предприятие до двух машиностроительных заводов» – котельно-механического и чугунно-медно-литейного, объединённых одним названием: «Харьковский машиностроительный завод Н. Ф. фон Дитмара. Его детище существует до сих пор как Харьковский машиностроительный завод «Свет шахтёра» и является одним из ведущих машиностроительных заводов Украины. Дитмар был также талантливым статистом и бухгалтером, выделял счетоводство в отдельную науку. С 1893 года он участвует в работе съездов горнопромышленников юга России (здание совета съездов до сих пор существует на улице Сумской, 18-20), изначально занимаясь организацией статистического дела горнозаводской промышленности. В 1907 году фон Дитмар выпустил учебник «Основы счетоводства (по новой форме)», который посвятил своему учителю Д. И. Менделееву. В 1906 году Николай фон Дитмар избран председателем Совета съездов горнопромышленников юга России. Также он был гласным (депутатом) Харьковской городской думы, занимал ряд крупных постов в государственных и частных организациях. В годы Гражданской войны фон Дитмар стал одним из идеологов Белого движения и организаторов Добровольческой армии. Скончался в июле 1919 года от тифа по дороге из Ростова-на-Дону в Харьков.



Далее выходим обратно на Пушкинскую. Следуем пешком по улице Пушкинской два квартала наверх, повернуть у аптеки №14 налево на ул. Свободы (Иванова). На пересечении ул. Свободы с ул. Алчевских находится наш объект.

Аптечное дело в Харькове начали немцы: первую в городе вольную, то есть частную, аптеку в 1810 году открыл Георг (Егор Иванович) Венцель, владельцами следующих также были немцы: Фидлер, Нельдихен, Сартисон и Фрейндлинг. В 1870 году частных аптек в Харькове было шесть, а к 1902 году – уже около двух десятков.

Вильгельм Мильфорт был из семьи фармацевтов: его старший брат Карл управлял одной из харьковских аптек в 1880-1886 гг. Сам Вильгельм получил диплом провизора в 1881 году, в 1892 году также стал управляющим одной из местных аптек. Затем какое-то время работал вне Харькова.

Двухэтажный дом на углу Ветеринарной и Епархиальной улиц (так в начале ХХ века назывались улицы Иванова и Алчевских) построен в 1893 году и принадлежал шведскому подданному – купцу Густаву Андреевичу Пильстрему, а затем его жене Надежде Леонидовне.

В 1902 году Вильгельм Мильфорт открывает на первом этаже дома аптеку. В начале ХХ столетия этот район Харькова застраивался, поэтому аптека была обеспечена клиентурой и процветала. Согласно справочным данным, в 1904 году в аптеке Мильфорта служили 4 человека, в 1905 году – шесть, в 1908 году – восемь. Однако в 1908 году Мильфорт из статуса владельца переходит в управляющие, а в 1912 году уходит в другую аптеку.

В 1920 году аптеку национализировали, а после Второй мировой войны она получила №48, который носит до сих пор.


Выходим на площадь Свободы пройдя по ул. Свободы два квартала вперед и поворачиваем направо. Идем до галереи АВЭК и переходим Сумскую на противоположную сторону. Здесь находится здание консульства Германии.

В конце XIX-начале ХХ века в Харькове стали открываться дипломатические представительства иностранных государств – консульства. Их основная цель заключалась в поддержке интересов соотечественников, как живущих в Харькове, так и приезжающих в город на какое-то время.

Первым в 1893 году появилось консульство Персии, затем в 1900 году французское, в 1905 или 1906-м – немецкое, затем были открыты консульства Великобритании, Австро-Венгрии, Бельгии и Швеции.

Первый адрес диппредставительства Германии неизвестен, он просто не указан в справочнике – адрес-календаре Харькова за 1906 год, начиная с 1907 года и вплоть до 1911-го немецкое консульство находилось в особняке на Сумской, 45 (тогдашний адрес). Здесь же консул снимал квартиру. Первым консулом Германии в Харькове был Карл Фромман.
В 1912 году консульство переезжает на улицу Госпитальную, 14, (теперь это улица Маяковского). Консулом становится Август Фейгель. В июле 1914 года консул уезжает в отпуск. На этом история германского императорского консульства в Харькове завершается – через 6 дней начинается Первая мировая война.



Но через 6 лет открывается новый консулат, в квартале отсюда, его мы и посетим. Переходим Сумскую обратно и идем вдоль облсовета, переходим улицу Свободы и находим дом №54. Он находится прямо перед садом ресторана Метрополь.

Дом в 2,5 этажа построил в конце XIX века тогдашний владелец участка купец Пётр Новов. До национализации большевиками здание сменило ещё двух хозяев.

В декабре 1919 года в Харькове окончательно устанавливается советская власть. Когда город стал столицей Украинской Социалистической Советской Республики, здесь, на улице Карла Либкнехта (нынешней Сумской), 54, в 1920 году открыли Генеральное консульство Веймарской республики, как неофициально стала называться Германия после поражения в Первой мировой войне.

Консульство оказалось прочно связанным с памятью о величайшей трагедии украинского народа в ХХ веке – Голодоморе 1932–1933 гг. Советское правительство допустило, а также во многих случаях содействовало сильнейшему голоду, уничтожавшему украинское село. Немецкое население Украины также попало в жернова коллективизации и голода. Здесь, как и во времена голода 1921 – 1922 гг., посильную помощь оказывали немецкие благотворительные организации и религиозные общины (основа переселенцев на юге Харьковской области – немецкие и голландские меннониты). Организация «Братья в нужде» помогала не только немцам, но и многим украинским крестьянам через немецкие консульства. Нацистское правительство для поддержки немцев за пределами Германии, а также распространения идеологического влияния, создало в 1933 году «Союз зарубежных немцев». В немецком консульстве в Харькове анализировали голодомор и пытались определить общее количество жертв.

Советский Союз официально декларировал антифашистскую позицию, поэтому дипломатические отношения с Германией после прихода там к власти нацистов в январе 1933 года ухудшились, однако свои консульства обе державы не закрывали. Обострение достигло пика в 1937 году, когда осенью между двумя государствами разразилась «консульская война» и в СССР было закрыто пять немецких консульств из семи, а в Германии – два советских консульства из четырех.

Во время Второй мировой войны, когда Харьков был оккупирован нацистами, в этом здании находилась военная комендатура, а также (до начала декабря 1941 года) штаб 55-го армейского корпуса вермахта, взявшего Харьков полутора месяцами ранее. Командующий корпусом был назначен первым комендантом Харькова.
В настоящее время особняк принадлежит Харьковскому областному Дворцу детского и юношеского творчества.





Следующая остановка находится в двух кварталах вниз по ул. Сумской. Находим дом №11.

Двухэтажный дом на Сумской, 11, появился в 60-х гг. XIX века и принадлежал дворянину Викентию Кочубею. В 80-х гг. того же столетия на первом этаже, в правой части здания, владелец оружейного магазина Циммерман открывает ресторан, которому даёт своё имя. Заведение довольно быстро становится популярным. К началу ХХ века дом покупают доктор медицины Марк Давидович Гинзбург с супругой Зинаидой – родители будущего известного архитектора, автора многих харьковских зданий Александра Гинзбурга. В 1906–1909 гг. в доме арендовал помещения для фотомастерской под названием «Русская светопись» известный фотограф Михаил Лещинский, за несколько лет до того открывший первое в Российской империи ателье для съемки при электрическом освещении.

Ресторан «Циммерман» сменил нескольких хозяев. В 1912 году его купил подданный Германии Карл Клеккер, который позже приобрел и особняк на Сумской, 3.
С началом Первой мировой войны Германия из дружественной страны стала врагом, что не могло не отразиться на немецких жителях Харькова. В городе не было погромов магазинов, принадлежащих немцам, как это произошло в Петербурге и Москве, однако, как и во всей империи, жители Харькова с немецким или австрийским паспортом были объявлены военнопленными, арестованы и заключены под стражу. Впоследствии мужчин призывного возраста выслали в Оренбургскую и Костромскую губернии и Уральскую область. Всего Харьков вынужденно покинули 153 человека.

Немецких и австрийских подданных от ареста и выселения не спасало ни социальное положение, ни значительный срок проживания в Харькове. Немецкий подданный Карл Клеккер к началу Первой мировой войны прожил в Харькове 20 с лишним лет и вёл здесь, как сказали бы сейчас, ресторанный бизнес, купив «Циммерман» и собираясь открыть ещё один ресторан в доме по Сумской, 3. (к нему мы перейдем следом) С началом войны оба заведения владелец «патриотично» назвал «Медведь» и подал прошение о принятии его в русское подданство. Однако такой ход не помог: прошение отклонили, а Клеккера арестовали и отправили с соотечественниками на восток.

В 1919 году дом национализировали большевики. Во время столичного периода Харькова здесь среди прочих организаций находилась и редакция официального органа Всеукраинского центрального исполнительного комитета – газеты «Вісті ВУЦВК» под редакцией революционного деятеля и писателя Василия Эллана-Блакитного. В редакции часто собирались украинские писатели и журналисты Павло Тычина, Владимир Сосюра, Максим Рыльский, Остап Вишня, Александр Довженко и многие другие.

В 20-х годах ХХ столетия здание перестроили в популярном тогда стиле конструктивизма, в 1932-м надстроили на 2 этажа. После Второй мировой войны дом облицевали невыразительной плиткой. В 2010 году в доме был пожар, после которого городские власти признали здание аварийным и выселили всех арендаторов, в том числе и редакцию Харьковских известий - фактической наследницы Вестей ВУЦИК. В 2013 году первый этаж здания украсили копии старых фотографий Харькова.



И последней остановкой на нашем маршруте становится дом вышеупомянутого Карла Клеккера. Чтобы до него дойти нам нужно пройти менее одного квартала в сторону пл. Конституции.

Автор особняка на Сумской, 3, – датский архитектор Иван Павлович (Иоганн-Эмиль-Отто) Гинш, живший в Харькове. Он построил его в 1875 году для купца Муравьёва. В 1897 году владельцем дома стал Альфред Федецкий – известнейший фотограф, прославившийся созданием портретов, в частности, великого композитора Петра Ильича Чайковского. В 1896 году Федецкий снял первый в Российской империи документальный фильм и показал его в коммерческом клубе (нынешняя филармония).

В 1902 году Альфред Федецкий умер. Дом принадлежал его наследникам примерно до 1910-1911 годов, и после перешёл в собственность купца Ищенко и его жены. Фотоателье досталось В.А. Шабельскому, представлявшему в Харькове петербургскую фирму «А. Скасси». В 1913 году супружеская пара продала дом германскому подданному Карлу Клеккеру.

В 1915 году в особняке разместилось «Харьковское отделение Русского для внешней торговли банка». В годы советской власти здесь в разное время находились фотография, ресторан, парикмахерская. Сейчас подвал занимает книжный магазин «Книгарня Є».



На этом наша экскурсия подошла к концу, спасибо всем, кто прочитал и прошел. Огромное спасибо выражается всем, кто принимал участие в создании гида.

При подготовке материала использовались данные гида http://m.moreinfo.org.ua, Википедии.

Subscribe to  akirich_pcroom

Recent Posts from This Journal

  • Телекомы. Новый дискаунтер и вандализм.

    Неделя после профессионального праздника озаглавлена не столь поздравлениями (хотя вот например, студент учившийся у меня под шумок праздника получил…

  • Оп-па. Оказывается и топы умеют в науку.

    Намедни в Каразинке успешно состоялась лекция заместителя министра образования и науки Максима Стрихи по теме современных достижений в физике. Самым…

  • Без света.

    И все же, чтобы нам не говорили, но стало хуже. За сегодня страдали от обестока трижды. Самый огонь - отключение энергоснабжения на два часа в…

promo akirich_pcroom september 1, 2013 01:18
Buy for 10 tokens
Размещайте рекламу в промо по уникально низким ставкам! Правила размещения промо в моем ЖЖ. Даже несмотря на непостоянство показов в данном журнале действуют ограничения по тематике промоутируемых материалов. Рекламируемый материал должен содержать материалы подходящие для группы 12+.…
Очень интересная экскурсия! Спасибо )
спасибо, прочитал и мысленно прошел с большим удовольствием, ибо мне от QR-кодов на табличках проку мало
остался только один вопрос - что такое "со всеми точками бебе"? первый раз про такие слышу